Основы акустического проектирования помещений и открытых пространств, страница 3

Таблица 2

Максимальные объемы помещений для выступлений (без усилителей)

Источник звука

Объем, м3

Малоопытный оратор

3000

Опытный оратор

6000

Певец или музыкант (соло)

10000

Большой симфонический оркестр

20000

Сводный хор

50000

1.2 Размещение зрительских мест в горизонтальной и вертикальной плоскости

Независимо от расположения слушателей по отношению к источнику звука к ним должен быть обеспечен непосредственный доступ прямых звуковых лучей. Это может быть выполнено лишь в том случае, если источник звука виден слушателю.

Обеспечение видимости объекта наблюдения зависит от взаимного расположения в пространстве объекта наблюдения, наблюдателя и сидящих впереди него зрителей, т.е. от пространственного построения зрительских мест, обращенных к объекту наблюдения. Это пространственное построение- важнейший элемент проектирования всех видов помещений с местами для зрителей.

На плане помещения зрительские места могут быть размещены либо в линейном, либо в шахматном порядке.

Рассматривая условия видимости оперируют следующими тремя понятиями:

1.  Беспрепятственная видимость предполагает такое пространственное размещение зрителей относительно объекта наблюдения, при котором в поле зрения каждого зрителя находится полностью весь объект наблюдения.

2.  При ограниченной видимости в поле зрения находится только часть объекта наблюдения, а остальная часть заслонена впереди сидящими людьми.

3.  Минимально ограниченная видимость предполагает такие условия, при которых, невидимая часть объекта наблюдения доведена до минимума и, кроме того, обеспечена возможность видимости этой заслоненной части объекта при некотором отклонении зрителя в сторону (в пределах 0,4 ширины места в каждую сторону).

Необходимые условия беспрепятственной или ограниченной видимости для каждого вида зрелищ устанавливаются специальными требованиями, исходя из особенностей объектов наблюдения. Например, арены для спортивных игр должны быть полностью в поле зрения каждого зрителя, что отвечает условиям беспрепятственной видимости (без учета так называемых "мертвых зон", заслоненных оборудованием арены; на хоккейном поле - полоса ближайшего к зрителю борта); в концертных залах допустима беспрепятственная видимость только части сцены и минимально ограниченная видимость ее остальной части.

В концертных залах допускается беспрепятственная видимость только части сцены и минимально ограниченная видимость для остальной ее части.

Специалисты провели сравнения двух способов размещения зрительских мест. Анализ показал, что шахматных способ размещения мест имеет преимущества с точки зрения видимости объекта наблюдения. Количество мест, где обеспеченно беспрепятственное и минимально ограниченная видимость оказывается больше,чем при линейном размещении. Количество мест с ограниченной видимостью, наоборот, меньше на 15 %.

Недостатки шахматного способа является то, что крайние места в рядах расположены выступами и из-за этого площадь зала используется не экономично.

В случае линейного расположения мест такой недостаток отсутствует. В тоже время если учесть возможность отклонения головы зрителя в пределах 0,4 ширины кресла, то различие линейного и шахматного способов почти исчезает. С учётом сказанного, в качестве основного способа размещения мест на плане зала принято линейная схема ,как наиболее экономичная.

1.3 Допустимое запаздывание ранних звуковых отражений и распределение отраженного звука

Достаточно ранние интенсивные звуковые отражения (в основном это первые, то есть однократные отражения от поверхности зала на пути звука от источника Q к слушателю М) дополняют прямой звук источника, улучшая слышимость и разборчивость (рис. 1).

http://www.studfiles.ru/html/2706/295/html_XsFNNvGTBR.dMjc/img-65e3Uw.jpg

Рис.1 Ход прямого звука и его первых отражений: N - нормаль к отражающей поверхности; а- продольный разрез зала; б - план зала