Основы акустического проектирования помещений и открытых пространств, страница 2

ВВЕДЕНИЕ

Акустическое проектирование – это выполняемый на этапе подготовки строительства комплекс мероприятий, направленных на создание оптимальной акустической среды и снижение неблагоприятного влияния нежелательных шумов. Если вопросы акустики остаются нерешенными на  момент реализации проекта, велика вероятность того, что помещения окажутся непригодными к использованию с точки зрения акустического комфорта или качества воспроизведения звука. Задача акустического проектирования залов зрелищных предприятий состоит в том, чтобы  обеспечить хорошей слышимостью звуковых волн по всей зоне покрытия.

Акустическое проектирование охватывает вопросы двух разделов акустики – строительной и архитектурной:

·  С точки зрения акустики архитектурной проектирование позволяет обеспечить идеальные акустические условия в помещении за счет тщательной проработки конфигурации  основных и вспомогательных элементов конструкций.

·  В компетенцию строительной акустики в данном случае входит применение комплексных решений по звукоизоляции и виброизоляции помещений для обеспечения акустического комфорта и соответствия санитарным требованиям.

Результатом комплекса мероприятий по акустическому проектированию здания (помещения) становится официальный документ, который согласуется с органами государственного надзора и в виде специального раздела включается в комплект проектной строительной документации объекта. Грамотно выполненный акустический проект позволяет на этапе планирования строительства выявить возможные проблемы с акустикой и предотвратить их возникновение – либо заранее определить оптимальные методы их решения.

 В данной работе будет производиться расчет зала драматического театра, исходя из его размеров. Для этого потребуется разместить в зале слушателей, обработать его поверхности необходимыми звукопоглощающими материалами, а так же установить систему звукоусиления. Так же как в начале зала и в его конце необходим равномерный уровень громкости настолько, насколько это возможно. Все вышеописанное нужно будет описать в данном курсовом проекте.

1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1.1  Выбор воздушного объема зала и его основных размеров

Общий воздушный объем зала должен назначаться в соответствии с существующими нормами, при этом рекомендуется исходить из объема 4¸8 м3на одно слушательское место. При наличии у зала сценической коробки общий объем его назначается без учета объема сцены (таблица. 1, 2).

В залах с воздушным объемом на одно слушательское место менее 4 м3время реверберации слишком мало и вместе с тем возникают затруднения в связи с необходимостью в этом случае надежно обеспечить непрерывную механическую вентиляцию зала.

Залы с воздушным объемом на одно слушательское место более 8 м3близки к концертным с большим временем реверберации и с повышенным запаздыванием звуковых отражений. Для снижения времени реверберации в такие залы приходится вводить большое количество звукопоглощающих материалов, но и при этом зал оказывается недостаточно хорошим для многоцелевого назначения.

Кроме объема помещения, первостепенное влияние на его акустические качества оказывают форма зала в плане и продольном разрезе, конфигурация ограничивающих его поверхностей.

Таблица 1

Рекомендуемый оптимальный воздушный объем помещений на одно слушательское место

Назначение зрительного зала

Объем на одно слушательское место, м3

Школьный класс, аудитория

4,5 ¸ 5,5

Лекционный зал

4,0 ¸ 5,5

Конференц-зал

4,5 ¸ 5,5

Актовый зал школы (вуза)

5,0 ¸ 6,0

Зал драматического театра

5,0 ¸ 7,0

Зал театра оперы и балета

6,0 ¸ 8,0

Концертный зал объемом: 6 000 ¸ 10 000 м3

10 000 ¸ 15 000 м3

6,0 ¸ 7,0

7,0 ¸ 9,0

Зал многоцелевого назначения

5,0 ¸ 8,0

Культовое учреждение

9,0 ¸11,0

Зал кинотеатра

4,0 ¸ 5,0

Радиостудия (в зависимости от численности оркестра)

10,0 ¸50,0