Психологическое исследование. Изучение особенностей формирования, развития и укрепления психического и психологического здоровья детей, страница 8

При изложении теоретического анализа проблемы исследования (главы 1) следует избегать реферативности и описательности. Например, в курсовой работе, посвященной разработке психолого-педагогических условий развития творческого воображения у детей в процессе выполнения различных творческих работ, в первом параграфе главы 1 студент расписывает понятие воображения, его виды, способы создания образов воображения. Все это не требует особого анализа, так как  представляет собой давно известные истины, раскрытые в учебниках по общей и возрастной психологии. Глава должна быть написана аналитично, выявлять определенные тенденции, направления в понимании сущности воображения и основных подходов его развития, содержать самостоятельные выводы. Ход рассуждений может быть как индуктивным, так и дедуктивным. При первом варианте на основе анализа отдельных научных исследований и трудов различных ученых формулируются те или иные подходы, которые затем подвергаются критике с точки зрения их продуктивности и адекватности. При дедуктивных рассуждениях вначале обозначаются все основные подходы и только затем можно приступать к их анализу. Для этого возможно использование следующих выражений: «при изучении данной проблемы выделяются следующие подходы», «суть … подхода заключается в …», «при этом положительным является то, что …, а недостаточным …». Мало выделить основные подходы или направления в изучении проблемы, надо определиться, поддержать ту или иную точку зрения, обосновать ее, выразить свое отношение к ней. Теоретический анализ проблемы исследования можно дать в историческом ракурсе. Для этого необходимо проследить исторические изменения в понимании сущности, содержания и смысла изучаемого явления. В конце каждого параграфа (главы) должен быть содержательный вывод, краткое резюме.                 

Особую трудность при изложении основного содержания исследования у студентов вызывает его письменное оформление, перевод мысли и собственных рассуждений в графемы. Письменная речь, в отличие от устной, предъявляет большие требования к тексту. В связи,  с чем необходимо придерживаться следующих рекомендаций по оформлению текста курсовой работы:

1. Необходимо пользоваться только языковым контекстом,  следует избегать ситуативных элементов, для этого нужно уметь встать на позицию человека, который будет читать ваш письменный текст (то, что понятно именно вам, может быть абсолютно не усваиваемо им). 

2. Одно и тоже слово не должно встречаться в каждом предложении абзаца, что свидетельствует об ограниченности общего объема слов. Письменная речь требует большого количественного и качественного разнообразия словарного запаса. Для предупреждения этой наиболее распространенной ошибки на отдельном листочке следует выписывать различные варианты наиболее часто встречающихся слов и выражений. Например, при описании результатов эксперимента вместо лексемы «дети» можно использовать такие синонимы, как «испытуемые, контрольная (экспериментальная) группа, участники эксперимента, учащиеся, ученики, младшие школьники (и/или дошкольники), экспериментальная выборка». При раскрытии содержания первой главы слово «изучать» заменяется такими вариантами, как «исследовать, анализировать, раскрывать, представлять, определять, обосновывать, выделять».

3. Письменный текст должен быть связным. Для этого желательно использовать связки между предложениями, роль которых играют такие выражения, как «при этом, исходя из этого, во-первых, выше перечисленное, все это, таким образом, поэтому, такие». Ими не стоит злоупотреблять, так как это затрудняет понимание и при чтении возникает впечатление вязкости и перегруженности текста. Одновременно следует избегать лексических повторов, когда одна и та же мысль выражается несколько раз, автор периодично ее повторяет и тем самым искажает логику. Это говорит о том, что при написании параграфа студент не определил последовательность основных пунктов или набранный материал недостаточен по объему, плохо проанализирован (одна и та же идея может встречаться в разных первоисточниках и, как следствие, эклектично переноситься в текст исследования). В таких выпускных работах обычно встречается бездумное переписывание учебников и научных трудов в сочетании с логической нестыковкой отдельных частей.