Обязательные элементы курсовой работы и основы работы с текстом

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Предисловие

Согласно определению Большой советской энциклопедии, курсовой проект самостоятельная учебная научно-методическая работа студентов университетов, педагогических, экономических, юридических, культуры и искусства и др. вузов, выполняемая под руководством преподавателя по общенаучным и специальным предметам учебного плана. Имеет целью развитие у студентов навыков самостоятельной творческой работы, овладение методами современных научных исследований, углублённое изучение какого-либо вопроса, темы, раздела учебной дисциплины (включая изучение литературы и источников)[1]. Курсовая  – это квалификационная работа, требующая научного и творческого подхода. При его подготовке недостаточно найти материал по теме и грамотно его изложить, необходимо пропустить прочувствовать свой текст. В пособие представлены требования, правила и советы, позволяющие грамотно и легко организовать процесс написания курсовой  работы в виде пошагового руководства. Всего таких шагов восемь  - выбор темы и научного руководителя; шаг второй – составление плана; шаг третий - подбор литературы; шаг четвертый -  подготовка выписок, заметок, отдельных файлов; шаг пятый -  написание текста; шаг шестой – оформление научно-справочного аппарата; шаг седьмой выверка текста и подготовка его к сдаче; шаг восьмой – защита курсового проекта. 

Материал данного пособия условно можно разделить на две части: обязательные элементы курсовой работы и основы работы с текстом. Первая часть содержит методические рекомендации, объясняющие, что и как делать, из каких частей должна состоять работа, какие моменты нужно учитывать – то, о чем приходится задумываться студенту-дипломнику[2]. Курсовая работа  – это не вольное сочинение на заданную тему, поэтому при его написании нужно учитывать ряд правил, которые изложены в положении о квалификационной работе. Ведь ваша курсовая  работа должна доказать, что вы грамотный, творчески мыслящий специалист, настоящий историк-исследователь. Вторая часть посвящена работе с текстом, и возможным ошибкам, подстерегающим нас на научной стезе. Написание текста – это особый творческий процесс, в нем не обойтись без синтеза и анализа, это не простая компиляция фактов, это путь от изложения до переосмысления.

Часть представленного здесь материала появилась благодаря школе молодого автора, проводимой образовательно-исследовательским центром «Вестник Евразии»[3]. Возможность не только быть участником, но преподавателем на это школе позволила в полной мере осознать и увидеть, сколько трудностей возникает в процессе написания текста.

Однако эта методичка не заменит справочники и словари, которые вы должны активно использовать, но, возможно, она поможет осознать, что курсовую  работу не стоит оставлять на последнюю ночь, к ее подготовке нужно подходить серьезно и ответственно.


Шаг первый:  выбор темы и научного руководителя

КУРСОВАЯ РАБОТА студента- историка – это письменная авторская работа посвященная конкретной исторической теме, которую студент выполняет  на 1- 4 курсах как дневной, так и на заочной формы обучения. В тоже время курсовая работа - это учебная при выполнении которой студент должен приобрести и продемонстрировать следующие умения и навыки: 

– умение отбирать источники, датировать и классифицировать их, делать описание источника, анализировать источник, извлекать из него информацию с помощью различных исследовательских методик, умение верифицировать источник (то есть провести генетический анализ происхождения содержащихся в нем сведений и проверить их на достоверность);

- знание литературы по истории изучаемого вопроса, умение ее классифицировать, устанавливать преемственность точек зрения, умение применять компаративистский анализ (то есть сравнительный анализ разных взглядов на один и тот же вопрос);

умение собирать литературу и знание правил библиографического оформления сносок и списка использованных источников и литературы.

 -  продемонстрировать знание гипотез в отношении уже изученных сюжетов, степень исследованности темы, использование неопубликованных источников;  самостоятельность мышления, логичность изложения материала,

- свидетельствовать  о способности автора к систематизации, закреплению и расширению полученных за время обучения знаний и умении применять эти знаний при постановке и решении разрабатываемых в курсовой работе вопросов и проблем.

Тематика дипломных работ может быть различна. Объектом исследования историка выступают конкретные исторические сюжеты отечественной истории, источниковедческие и историографические проблемы, жизнь и деяния государственных, общественных, политических деятелей. Тема исследования может касаться истории городов, отдельных учреждений, предприятий, отраслей промышленности, групп населения, государственных органов власти, местного самоуправления. Желательно, чтобы тематика работы касалась истории региона. Это позволит максимально полно обеспечить возможность  работы студентов с архивными документами и периодикой.

Студент также может предложить интересующую его тему курсовой, которой нет в списке, но он все равно должен выбрать научного руководителя, который согласился бы руководить избранной темой. После выбора темы и руководителя студент должен явиться

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Педагогика
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
272 Kb
Скачали:
0