Алексей Николаевич Плещеев. Биография. Литературное окружение. Творчество, страница 8

Почти в то же время создается миф о «поэте-дедушке» благодаря очерку Ю. Айхенвальда[87]. «Литературная фигура А. Н. Плещеева, выведенная критиком, и есть художественная иллюзия: материал, использованный в силуэте, вступает в противоречие с тем, что являет собой и жизнь писателя, и его творчество в совокупности. Отсюда и возникновение оговорок критика, и появление «фигур» умолчания, и нарочитость некоторых истолкований»[88]. Однако отмечается справедливость «иллюзии» в исторической перспективе: «акцент на общечеловеческом, вневременном в творчестве Плещеева, игнорирование злободневности, отсев плевел «общественности», позволяет создать образ, который сегодня (и всегда!) звучит современно и актуально»[89].

Когда же речь в некрологе заходит о прозаическом литературном наследии, тот же Острогорский в сносках замечает: «Хотя покойный писал и повести, и небольшие пьесы, и множество компилятивных журнальных статей, но посмертное значение имеет его поэзия, почему и говорим мы только о ней»[90], - обычно же это даже не оговаривается. Того же мнения и Михайловский: «Литературный вклад Плещеева не велик. Его немногие прозаические произведения не имели большого успеха, да и сам он не придавал им никакого значения»[91].

Через десять лет в некрологе мимоходом говорится: «Прозаические произведения Плещеева <…> не имеют большого литературного значения. При внешней занимательности и живости некоторых образов, они отличаются недостатками психологического анализа и нередко характером анекдотичности»[92].

И даже через пятнадцать лет отношение к прозе не меняется: «Прозаические произведения Плещеева, из которых наиболее крупным и важным является “Пашинцев”, не имеют большого литературного значения. При внешней занимательности и живости некоторых образов, они отличаются недостатками психологического анализа и нередко характером анекдотичности. Мир, который Плещеев рисует в своих повестях и рассказах, - мир, главным образом, “незаметных героев” - мелких чиновников, учителей и т. д.»[93].

Таким образом, мы видим, что уже при жизни Плещеева прозаические его произведения ценились невысоко. Поэтому необходимо разобраться, что конкретно не устраивало читателей и критиков.


Глава 2. Творчество

2.1. Обзор публикаций

На фоне многочисленных сборников поэзии публикаций беллетристических произведений Плещеева совсем немного. Всего А. Н. Плещеевым написано 23 повести и рассказа.

Биограф писателя П. В. Быков в посмертном издании повестей Плещеева[94] при расположении произведений делит их на несколько периодов:

1. Ранние произведения (1847-1849).

Сюда относятся рассказы «Енотовая шуба. (Рассказ не без морали)»[95] («Отечественные записки»), «Папироска. Истинное происшествие»[96] («Современник»), повести «Шалость. Очерки вседневной жизни»[97] и «Дружеские советы. (Повесть)»[98], также опубликованные в «Отечественных записках». В газете «Санкт‒Петербургские ведомости» за 1848 год появился рассказ «Протекция»[99].

2. После перерыва (1856-1859).

После ссылки в «Русском вестнике» публикуются повести «Наследство»[100] и «Житейские сцены. Отец и дочь»[101] (1857 г.). Далее следуют три рассказа: «Буднев»[102], «Ломбардный билет»[103] (1858 г.) и «Неудавшаяся афера»[104]. Однако включение последнего кажется необоснованным, тем более что все последующие произведения делятся еще на два периода с идентичными названиями и накладывающимися друг на друга хронологическими границами:

3. В Москве (1859-1863) и

4. В Москве (1859-1870).

Таким образом, удобнее объединить эти периоды в один и отнести сюда же рассказ «Неудавшаяся афера». А если учесть, что, как будет сказано ниже, повесть «Пашинцев» Плещеев писал еще в Оренбурге, то целесообразнее отнести все произведения, появившиеся в печати до нее, к предыдущему периоду. Это рассказы «Благодеяние»[105] и «Чиновница»[106], опубликованные в «Московском вестнике» в 1859 году; повести «Пашинцев»[107] и «Две карьеры»[108] (1859 г.). Сюда же примыкают «Призвание»[109] (начало 1860 г.), рассказы «Чему посмеешься, тому и послужишь»[110] (1860 г.), «Ловкая барыня»[111] и «Литературный вечер»[112] (1861 г.). И только через несколько лет появляется последнее произведение в периодике – рассказ «Лотерея»[113].