Алексей Николаевич Плещеев. Биография. Литературное окружение. Творчество, страница 12

Сакулин, в традиции Достоевского, тоже отмечает простоту замысла, иногда анекдотичность его и скромность беллетристического таланта. «В его рассказах много непосредственной наблюдательности, мягкого юмора, легкого остроумия и бойкости изложения»[152]. «Психология героев прозрачна, как стекло <…> чтобы у читателя не оставалось решительно никаких сомнений насчет героя, автор снабжает действующих лиц обстоятельной и нередко предварительной характеристикой, и при каждом новом повороте повествования предупредительно останавливается, чтобы дать читателю необходимые пояснения»[153].

Несложна и схема социальных взаимоотношений в произведениях: главный герой, обыкновенно «слабовольный интеллигент-идеалист»[154], - посредствующее звено в конфликте на любовной почве между «классом крупного (но не высшего) чиновничества и “чистенькой бедностью”»[155]. «Раскрывая всю пустоту и безнравственность «порядочных людей» общества <…> автор идеализирует честную бедность и с сочувствием изображает участь «лишних людей»»[156]. «В шестидесятых годах общественная сатира Плещеева приобретает больше энергии и идейной определенности под очевидным влиянием Щедрина-Салтыкова»[157].

Плещеев, однако,  сочувственно, но бегло дал портрет разночинца (учитель Мекешин («Пашинцев»), Борисов («Призвание»), студент Никита Знаменский («Лотерея»)). «Плещееву более близок прежний интеллигент сороковых годов, видимо, эволюционирующий в сторону новых требований жизни»[158]: Глыбин проповедует труд на благо общества, Борисов не обольщается несбыточными мечтами, а Заворский отказался от юношеских утопий. Герои уже стараются быть «прогрессивными деятелями»[159].

Таким образом, в традиции критики прозаических произведений Плещеева условно можно выделить две традиции: Добролюбова, которая указывает на важность деятельных героев, и Достоевского, отмечающего легкость и развлекательность сюжета.


Библиография

Отдельные издания:

1. Повести и рассказы : В 2 ч. М., 1860.

Ч. 1: Шалость; Буднев; Енотовая шуба; Благодеяние;

Ч. 2: Наследство; Житейские сцены. Отец и дочь; Ломбардный билет; Чиновница.

2. Житейское : Повести и рассказы. СПб., 1880. (Две карьеры; Пашинцев; Дачные романы: 1) Жилец. 2) Барышня; На свою шею; Чужие письма).

3. Повести и рассказы : В 2 т. Пб., 1896‒1897.

Т.1: Енотовая шуба; Папироска; Протекция; Шалость; Дружеские советы; Наследство; Житейские сцены. Отец и дочь; Буднев; Ломбардный билет; Неудавшаяся афера; Благодеяние; Чиновница.

Т. 2: Пашинцев; Две карьеры; Призвание; Чему посмеешься, тому и послужишь; Ловкая барыня; Литературный вечер; Лотерея; Дачные романы: 1) Жилец. 2) Барышня; На свою шею; Чужие письма.

4. Избранное. Стихотворения. Проза / Под ред. Н. М. Гайденков и В. И. Коровин. М., 1960. ("Житейские сцены. Отец и дочь"; "Пашинцев").

5. Житейские сцены : Сборник. М., 1986. (Дружеские советы; Житейские сцены. Отец и дочь;  Две карьеры).

6. Две повести. Челябинск, 1986. (Житейские сцены. Отец и дочь; Пашинцев).  

7. Стихотворения. Проза. М., 1988. (Житейские сцены. Отец и дочь; Пашинцев).

8. Стихотворения. Проза  / Сост. Л.С. Пустильник. М., 1991. (Дружеские советы; Пашинцев).

Журнальные публикации:

9. Енотовая шуба : (Рассказ не без морали) // Отечественные записки. 1847. Т. 54. № 10. Отд. 8. С. 169‒177.

10. Папироска : Истинное происшествие // Современник. 1848. Т. 7. № 1. Отд. 4. С. 1‒23.

11. Шалость : Очерки вседневной жизни // Отечественные записки. 1848. Т. 61. № 11. Отд. 1. С. 149‒198.

12. Дружеские советы : (Повесть) // Отечественные записки. 1849. Т. 63. № 3. С. 61‒126.

13. Наследство // Русский вестник. 1857. Т. 10. № 8. № 2. С. 665‒726.

14. Житейские сцены. Отец и дочь // Русский вестник. 1857. Т. 11. № 10. № 1. С. 598‒651.

15. Буднев : Рассказ // Русский вестник. 1858. Т. 13. № 3, с. 513‒566; № 4, с. 683‒714.