Министерство здравоохранения Республики Беларусь
Учреждение образования
«Гомельский государственный медицинский университет»
Кафедра общей и биоорганической химии
Обсуждено на заседании кафедры ___________________
Протокол №_____________________________________
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
для проведения занятия со студентами
I курса медико-диагностического факультета в I семестре
по общей и биоорганической химии
Время: 2,5 часа
1. УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:
Сформировать системные знания об особенностях строения атомов s-, р- и d-элементов во взаимосвязи с их свойствами, ознакомить с биогенной ролью химических элементов и применением в медицине лекарственных препаратов на основе их соединений.
МОТИВАЦИЯ ДЛЯ УСВОЕНИЯ ТЕМЫ:
Изучение темы «Химия биогенных элементов и их соединений» имеет для студентов-медиков большое теоретическое и практическое значение. Такие s-элементы, как водород, калий, натрий, магний, кальций являются важнейшими биогенными макроэлементами. Недостаток или избыток в организме ионов натрия, кальция, магния вызывает нарушение протекания ряда физиологических процессов и приводит к патологическим состояниям, поэтому для студента-медика представляет существенный интерес специфическая биологическая роль каждого s-элемента в организме человека.
К р-элементам относятся все органогены, кроме водорода: углерод, азот, кислород, фосфор, сера. Кроме того, биогенными элементами являются алюминий, кремний, мышьяк, фтор, хлор, бром и йод.
Из d-элементов важную роль в организме играют железо, кобальт, марганец, медь, цинк и молибден. В настоящее время установлена тесная связь между микроэлементами, с одной стороны, и ферментами, витаминами, гормонами и нуклеиновыми кислотами, с другой стороны. Минеральные вещества либо повышают, либо понижают активность ферментов, влияют на обмен веществ, функции желез и т.д. При избытке или недостатке некоторых d-элементов в продуктах питания возникают патологические изменения в организме.
В медицине широко применяется лекарственные средства, в состав которых входят s-, р- и d-элементы. Приобретенные знания о биологической роли химических элементов и их соединений, а также сведения о применении лекарственных препаратов на их основе, будут востребованы студентами при изучении курсов биологической химии, фармакологии, нормальной и патологической физиологии и т.д.
ТРЕБОВАНИЯ К ИСХОДНОМУ УРОВНЮ ЗНАНИЙ: а) понятие об s-, р- и d-элементах, их электронные формулы;
б) описание биогенного элемента, исходя из его положения в ПС;
в) важнейшие соединения s-, р- и d-элементов (оксиды, гидроксиды, соли);
г) химические свойства s-, р- и d-элементов и их соединений.
В результате проведения занятия студент должен:
1) знать:
· строение атомов и ионов s-, р- и d-элементов, их физико-химические характеристики (изменение атомных радиусов в подгруппах, изменение энергии ионизации, сродства к электрону, электроотрицательности);
· положение s-, р- и d-элементов в ПС, закономерности изменения их свойств в группах и периодах;
· строение и свойства важнейших соединений s-, р- и d-элементов: гидридов, оксидов, гидроксидов, солей;
· химические свойства s-, р- и d-элементов и их важнейших соединений: окислительно-восстановительные реакции, реакции комплексообразования, реакции гидролиза солей.
· топографию биогенных элементов в организме и их биогенные функции;
· некоторые лекарственные препараты, содержащие s-, р- и d-элементы.
2) уметь:
· составлять электронные формулы атомов s-, р- и d-элементов и их ионов
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.