2) специализация знаний, формирование все новых конкретных наук, их отделение от совокупного знания (философского). Одновременно шло развитие философии как- особой области знания, ее размежевание с конкретными науками. Продолжалось это многие века, но особенно в 17- 18 вв.;
3) формирование теоретических разделов различных наук, их постепенная интеграция, синтез. В 1-й и 2-й периоды научное знание носило, в основном, описательный характер. Нехватка теоретической мысли, умения видеть связи различных явлений, их единство, развитие, общие закономерности, тенденции. Эта философия была подобна науке, которая нередко наугад решала эту задачу. Однако, философская мысль выполняла важную миссию формирования и развития общего миропонимания. Начался этот процесс в 19 в. и продолжается сейчас.
Универсальную теоретическую картину мира философия должна строить не чисто умозрительно, не вместо науки, а вместе с наукой, на основе обобщения конкретно-научных знаний. Это остро ставит проблему научности философии.
Первую попытку обрисовать круг задач философии перед лицом науки предпринял Аристотель: "Госпожа наук". Это мнение сохранилось и дальше: у Гегеля.
Однако, в 19-20 вв. сложилось противоположное мнение о том, что только наука вполне может объяснить некоторые запутанные философские вопросы, у философии нет своей предметной области; у нее нет экспериментальных средств и вообще опытных данных, фактов; нет четких способов отделения истинного от ложного и т.д. Это - "СЦИЕНТИЗМ" (от лат. - наука). Однако это не так.
Резко поставлен вопрос о познавательной ценности философии. НАУЧНО-ФИЛОСОФСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ - это такая система понимания мира и места в нем человека, которая опирается на науку, корректируется и развивается вместе с наукой и сама оказывает активное влияние на развитие науки.
Данному понятию в наибольшей степени отвечают учения философского материализма: а) древних философов; б) материализм 17 - 18 вв., носивший механистический и метафизический характер; в) диалектический материализм (К.М. и Ф.Э.) середина 19 в. (достижения естествознания и исследований общества).
МЕТАФИЗИКА - взгляд на мир и способ мышления, при котором различные предметы, явления рассматриваются вне их взаимосвязей, развития. Влияние философии на науку и науки на философию взаимно, оно обогащает их. Нельзя сводить (отождествлять) философию как науку о наиболее общих законах развития, природы, общества и человеческого мышления, т.к. они должны выступать по отношению к развитому научному знанию как нечто вспомогательное, не главное.
Философия и наука рождаются, живут и развиваются в лоне уже сложившихся исторических конкретных типов культуры, испытывая воздействие различных их компонентов. И меняются под воздействием различных эпох.
ФУНКЦИИ, РОДСТВО И РАЗЛИЧИЯ НАУКИ И ФИЛОСОФИИ
Научно-философское мировоззрение (НФМ) выполняет ряд познавательных функций, родственных функциям науки. Наряду с такими важными функциями как обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основных систем бытия, теоретическая масштабность философского разума позволяет осуществлять эвристические функции прогноза, формирования гипотез об общих принципах, тенденциях развития, а также первичных гипотез о природе конкретных явлений, еще не проработанных специально-научными методами.
На основе общих принципов рационального миропонимания философская мысль группирует житейские, практические наблюдения различных явлений, формулирует общие предположения об их природе и возможных способах познания. Она создает философские "эскизы" тех или иных природных или общественных реалий, подготавливая тем самым их последующую конкретно-научную проработку.
Функция "интеллектуальной разведки" служит и заполнению познавательных пробелов, возникающих в связи с неполнотой, разной степенью изученности тех или иных явлений. Конечно, в конкретно-научном плане их предстоит заполнить специалистам-ученым, но первоначальное их осмысление осуществляется в той или иной системе миропонимания.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.