В диссертации Руссо доказывал, что развитие наук и искусств со времени Возрождения не усовершенствовало, а ухудшило нравы общества. Несмотря на преувеличения, односторонность и крайнюю абстрактность аргументации, Руссо удалось выразить горячий протест плебея, что плоды цивилизации не только ему недоступны в силу социального положения, но и заключают в себе отрицательную сторону. Так, разделение труда есть не только одно из условий прогресса, но и причина разрушения естественной целостности и гармоничности человеческой жизни.
Специализация порождает расцвет ремесел и искусств, потребность в обмене, но тут же ставит человека в зависимость от труда других профессий, превращает человека в частицу большого целого, порождает крайнюю односторонность.
Одна из главных причин человеческих страданий - противоречие между нашим состоянием и нашими желаниями, между нашим долгом и нашими склонностями, между природой и социальными учреждениями, между человеком и гражданином.
Противопоставление Руссо природы и культуры часть современников восприняло как призыв к возвращению в первобытный лес. В действительности Руссо хорошо понимал необратимость уже пройденного пути развития. Полный отказ от цивилизации сделал бы человека дикарем, но не более счастливым. Гармоничность, цельность человека должны быть обретены в обществе. Источник противоречий цивилизации - социальное неравенство, обусловленное неравенством имущества, владения землей, орудиями труда.
Бедственные последствия социального неравенства, существующих форм разделения труда Руссо раскрывает с пафосом нравственного негодования.
С одной стороны он ищет спасения в простом замедлении темпов исторического развития, в его торможении. С другой стороны, возникшие препятствия на пути человека к гармоничности должны быть преодолены не только постепенным развитием, но и борьбой. Однако, "борьба" - не общественно-революционная борьба, а лишь этическая борьба личности против собственных слабостей и недостатков, победа над своими страстями и господство над своими чувствами.
Выход из противоречий цивилизации Руссо видел в изменении системы и методов воспитания. В "Эмиль" он набросал план развития личности, свободной от насилия над природой и над естественными способностями человека.
В системе воспитания Руссо на 1-ый план выдвигает чувство (его благотворную силу). К чувству он обращается и в вопросе о религии. Критерий и основа религиозной веры - не доводы разума, а сердце и чувство. Он ополчается и против догматов религии и против атеизма.
В "Общественном договоре" Руссо доказывает, что единственным коррективом к существующему ныне социальному неравенству (в отношении имущества) могут и должны быть свобода и безусловное равенство юридических прав.
Основа политической жизни общества - суверенность воли народа и неделимость самой этой суверенности. Поэтому Руссо отвергает принцип деления власти на законодательную и исполнительную и рекомендует систему постоянно действующего в государстве плебисцита, или всенародного опроса по любым вопросам.
Влияние его идей было огромно. Идеолог фр. буржуазной революции, хотя сам он был далек от понимания неизбежности революционной борьбы. Угадал значение противоречий как движущей силы развития общества.
Наиболее систематичным пропагандистом философских учений фр. материализма стал Поль Гольбах (1723 - 1789). Сочинение: "Система природы" (1770), в котором принимали участие Дидро, Нельсон и др. Главная мысль трактата: о сводимости всех явлений природы к различным формам движения материальных частиц, образующим в своей совокупности вечную несотворенную природу. Последовательно опровергаются все богословские и идеалистические предрассудки о характере действующих в природе сил и об их причинах.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.