Однако, достигнуть истинного знания нелегко: человек подвержен заблуждениям, источники которых - особенности самого познающего объекта. Поэтому достигнуть истинного знания невозможно, если не найти средств для устранения этих субъективных помех, которые Ф. Бэкон называет "идолами" или "призраками", и освобождение от которых составляет предмет критической работы ученого и философа.
Идолы - это различного рода предрассудки, которыми обременено сознание человека. Бэкон (как уже было сказано), выделяет: - идолы пещеры (связь с индивидуальными особенностями людей, с их складом, склонностями и т.д.): человек смотрит на мир из своей пещеры, субъективно искажая картину мира. Но от этого нетрудно освободиться; - идолы театра (труднее освободиться, источник - вера в авторитет:
развитию общественных наук мешает приверженность Аристотелю); - идолы площади (источник - само общение людей, предполагает использование языка. Вместе с языком мы усваиваем предрассудки предыдущих поколений); - идолы рода (самые опасные, коренятся в самой человеческой сущности, в чувствах, в разуме.
Человеческий ум подобен неровному зеркалу, изогнутость которого искажает все, что отражает. Пример: стремление человека истолковать все по аналогии с самим собой - телеология - объяснение через цель (вместо "почему", "для чего"). На 1-ом плане критический пересмотр предшествующего философского наследия.
Именно поэтому и Бэкон и Декарт начинают свое философское построение именно с критики, которая носит у Декарта форму универсального сомнения - не только в истинности, но и в реальном существовании всего мира.
Метод по Декарту должен превратить познание в организованную деятельность, освободив его от случайности (и наблюдательности, острого ума, удачи, счастья, стечения обстоятельств и т.д.)
Научные знания Декарта - это не отдельные открытия, а создание всеобщей понятийной сетки, в которой уже не представляет труда запомнить отдельные ячейки. Процесс познания превращается в поточную линию, а в последней - непрерывность - это один из основных принципов Декарта.
Математика - главное средство познания природы, ибо само понятие природы у Декарта преобразовано: оставлено протяжение (величина), фигура и движение.
Метафизика Декарта. Центральное понятие рациональной метафизики - субстанция. У Декарта: вещь - всякое сущее вообще, которое не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя. Т.е. субстанция - Бог, к сотворенному миру это понятие относится условно.
Современный мир Декарт делит на 2 рода субстанций: духовные и материальные. Главное в определении духовной субстанции - ее неделимость, материальной - делимость до бесконечности (античное и средневековое понимание начал). Т.о. основные атрибуты субстанций - мышление и протяжение.
Нематериальная субстанция имеет в себе идеи, которые присущи ей изначально - врожденные идеи. Идея Бога как существа всесовершенного, идея числа и фигур, некоторые общие понятия - аксиомы: если к равным прибавить равные, то они будут равны между собой. Это воплощение естественного света разума.
Материальная субстанция (главный атрибут - протяжение) тождественна природе, т.к. все в природе подчинено чисто механическим законам, которые могут быть открыты с помощью механики.
Декарт, как и Галилей, изгоняет из природы понятие цели. Дуализм субстанций позволяет ему создать материалистическую физику как учение о протяженной субстанции и идеалистическую психологию как учение о субстанции мыслящей. Связующее звено - Бог, который вносит в природу движение и обеспечивает инвариантность всех ее законов.
Принципы эмпиризма получили развитие у английского материалиста Томаса Гоббса (1588 - 1679). Гоббс - представитель номинализма: реально существуют только единичные вещи, а общие понятия есть только имена вещей. Всякое знание имеет своим источником опыт. Предмет философии тело, возникновение которого мы можем постичь с помощью научных понятий. Духовные субстанции, даже если бы они существовали, были непознаваемы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.