Действенность положения человека: по замыслу он выше космоса и должен быть господином природы, но в силу своего грехопадения он не властен даже над собой и полностью зависит от божественного милосердия. Бог становится личным, следовательно ему больше внимания.
Внимание к внутренней, духовной жизни, соотнесенной не столько с внешним природным миром, скорее с творцом, порождает у человека чувство собственного "Я" (чего не было в античности). В философском плане это приводит к открытию самосознания как особой реальности - субъективной, но при этом более достоверной и открытой человеку, чем любая внешняя реальность.
7. ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ, ЕЕ АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР. ПАНТЕИЗМ
Эпоха ФВ начинается с 15 в. в Западной Европе. Социально-экономические изменения ведут к изменению умонастроения. Идет процесс секуляризации (освобождение от религии). Наступает самостоятельность для экономической, политической жизни и науки, искусства, философии. Возрождается античная культура. Средневековье относится к античности как к авторитету. Возрождение - как к идеалу.
Основной вопрос: ориентация на искусство. Если в центре внимания античности природно-космическая жизнь, в средние века - Бог и связанная с ним идея спасения, то в эпоху Возрождения - человек. Т.о. мышление этого периода охарактеризовано как антропоцентрическое.
В этот момент: осознание человеком собственной индивидуальности и именно в эту эпоху развитие ярких индивидуальностей, причем, разносторонне образованных.
ВЗГЛЯД НА ЧЕЛОВЕКА В античности: человек - природное существо в том смысле, что его границы были определены его природой и от него зависело только то, последует ли он природе или отклонится от нее. Отсюда рационалистический характер древнегреческой этики. Знание (по Сократу) необходимо для подлинного действия: человек должен познать добро, обязан ему следовать. Природа - владычица человека. Выдающийся гуманист 15 в. Джованни Пико делла Миранделла (1463 - 1494) "Речь о достоинстве человека": Бог, сотворив человека, не дал ему определенного места, а место, лицо, крут обязанностей человек творит себе сам. Таким образом, здесь человек - творец самого себя, и этим отличается от других природных существ.
Постоянно ослабевает убеждение в греховности человека и испорченности человеческой природы. Человек не нуждается в божественной благодати для своего спасения. Человек - творец самого себя. Он оказывается в господстве над природой.
Такой силы, власти над всем существующим, над самим собой у человека не было ни в античности, ни в средние века. Он творец и творец в художественном смысле. Другое отношение к деятельности, к труду.
У древних греков: созерцание выше деятельности, т.к. приобщает к вечному. В средние века: труд - искупление за грехи (в поте лица своего будешь есть хлеб свой). Высшая форма деятельности - молитва, т.е. то, что ведет к спасению души). В эпоху Возрождения: творческая деятельность, направленная не просто на удовлетворение потребностей, а на создание красоты - творение себя. В этот момент происходит слияние науки и культуры (искусства). Кеплер, Галилей, Кавальери. Человеческая личность приобретает навыки, ценность. Человек уже ищет точку опоры не столько в космосе, сколько в себе самом, в своей душе и теле. Здесь культ красоты - живопись, изображающая прекрасное человеческое лицо и человеческое тело, ставится во главе искусства. Художники Ботичелпи, Леонардо да Винчи, Рафаэль. Антропоцентризм. Ни в античности, ни в средние века не было такого жизненного интереса к человеку. Выше всего в эпоху Возрождения ставится уникальность каждого индивидуума. Художники подчеркивают оригинальность и непохожесть каждой личности (великой). Но личность не тождественна индивидуальности. Индивидуальность - то, чем человек отличается от других людей. Индивидуальность - категория эстетическая.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.