Авиценна был энциклопедически образован: философ, естествознатель, математик, поэт. Его медицинская книга "Канон врачебной науки" очень ценилась несколько столетий.
Главные философские работы Авиценны: "Исцеление" и "Знание". Многие переведены на европейские языки.
Центральное место в философском учении занимает теория эманации (истечения). Материя и Бог существуют вечно. Бог не творит материю из ничего. Материя как бы постоянно вытекает из Бога. Бог не в силах сотворить что-либо из ничего без наличия возможности, источник которой несотворенная вечная материя. Если Бог вечен, значит вечен и мир.
Учение Авиценны "О бессмертии души" исключало телесное воскресение (что было в Исламе). Из-за скептического отношения к религии Авиценна был обвинен в ереси. Западный аристотелизм: Аверроэс (1126 - 1198) защищал учение своего учителя Авиценны. Период расцвета мусульманской культуры в государстве на территории современной Испании.
Он считал, что учение Аристотеля не нуждается в исправлениях и дополнениях. Выделим наиболее ценные: "Аристотель объяснил природу, Аверроэс объяснил Аристотеля".
Материальный мир он считал безначальным и вечным во времени, но ограниченным в пространстве.
Бог совечен природе. Движение также вечно и непрерывно. Каждое новое движение вызывается предшествующим. Относительным движением является материя, которая не возникает и не исчезает.
Воздействие Бога проявляется только на общий ход событий и не вмешивается в частности. Учение отвергает веру в чудеса. Аверроэс поддерживал и пропагандировал учение о двойственной истине. Суть: могут быть истины богословские и научные, причем не важно, согласуются они между собой или нет. Признавать надо обе.
Бессмертие: отдельный индивид бессмертен, интеллект бессмертен. Главная награда для человека - его собственное совершенство. Истинное совершенство - достижение высших ступеней познания. Душа связана с мозгом. Схоластика - синоним бесплодной науки. Важнейший вопрос - о соотношении знания к вере.
Высказано немало разумных идей. Все традиционные философские идеи обсуждались как религиозные. Признавалось первенство веры над разумом.
Обсуждение религиозных вопросов приводило к обсуждению современных философских вопросов: об универсалиях (общих понятиях) Есть только одно абсолютное начало - Бог, все остальное его творение. Он ни от чего другого не зависит и является источником всего сущего. Бог не доступен для познания, но открывает себя через откровение (Библия - осн. путь богопознания).
В отличие от Бога, сотворенный мир не обладает такой самостоятельностью, ибо сущ-ет не благодаря самому себе, а благодаря другому. Отсюда непостоянство, изменчивость, преходящий хар-р всего, что мы встречаем в мире.
Для СФ хар-на борьба двух направлений: реализма и номинализма. РЕАЛИЗМ - учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия или универсалии, а не единичные предметы. Универсалии существовали до вещей и представляют собой мысли, идеи в божественном разуме. И благодаря этому человеческий разум способен познавать сущность вещей, т.к. эта сущность и есть общее понятие. Познание возможно лишь с помощью разума. Представители Р. считали общие понятия самостоятельными сущностями, они существуют до конкретных вещей и порождают их. Каждой вещи предшествует общая идея. Представитель этого учения - Аксель.
НОМИНАЛИЗМ - учение, подчеркивающее приоритет воли над разумом. Общие понятия - только имена, слова для обозначения общих свойств сходных предметов, они не обладают никаким самостоятельным сущ-нием вне единичных вещей и образуются умом путем абстрагирования признаков, общих для целого ряда эмпирических вещей и явлений. Т.о. универсалии сущ-ют не до, а после вещей. Общие понятия есть не более чем звуки человеческого голоса; реально лишь Циничное, а общее - иллюзия. Первичны конкретные предметы, они предшествуют универсалиям (продукты человеческого разума). Представитель - Расселин (11 - 12 в).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.