И у Платона и у Аристотеля речь идет о государстве свободных: рабы - не граждане государства. Люди от природы не равны. Рабы - те, кто не способен стать господином самого себя, не может воспитать в себе добродетели.
АРИСТОТЕЛЬ О ДУШЕ. РАЗУМ И ВОЛЯ. Душа - начало жизни. Уровни души - растительная, животная и разумная. Низшая - растительная: функции питания, роста и размножения - общие для всех одушевленных существ. У животной есть еще ощущения и способность желания. Разумная (только у человека) - еще рассуждение и мышление.
Материя - это субстрат, служащий основой для более высоких форм жизни. Сам разум не зависит от тела; вечен и неизменен, один способен к постижению вечного бытия и составляет сущность высшей формы - вечного двигателя, который есть чистое мышление и который движется и живет как все в мире.
Этот разум - деятельный и отличается от пассивного (только воспринимающего), последний главным образом только и присущ человеку, деятельный - в очень малой степени.
В человеке бессмертен только разум, после смерти и он сливается с вселенским разумом. У Платона главной темой философии остается нравственно-этическая, а важными предметами исследования - человек, общество и государство. Условием нравственных поступков он считает истинное знание. Поэтом)' Платон пытается преодолеть субъективизм теории познания софистов и достигнуть верного и для всех единого, т.е. объективного знания. Эта работа с понятиями, установление родовидовых отношений между ними, осуществлявшаяся Платоном и его учениками, получила название диалектики.
Знание подлинного бытия - а это мир идей, являющихся прообразами вещей чувственного мира, - должно дать прочное основание для создания этики. А она рассматривается как условие возможности справедливого общества. Этическое учение Платона предполагает определенное понимание сущности человека. В человеке он различает бессмертную душу и смертное, тленное тело. Душа, по Платону, - едина и неделима как идея, тело же, поскольку в него входит материя, делимо и состоит из частей. Сущность души в ее самодвижении: движущее себя само бессмертно.
Тут у Платона возникает затруднение. Если душа едина, то почему она нуждается в теле? Как они связаны? По Платону, человеческая душа состоит из высшей - разумной, стремящейся к благу, и низшей - чувственной. Платон уподобляет разумную душу возничему, а чувственную - двум коням, один из которых благороден, а другой низок. Здесь телесное начало рассматривается не только как низшее по сравнению с духовным, но и как само по себе злое.
Платон - сторонник переселения душ. И только самые совершенные души оставляют мир земной и остаются в царстве идей. Тело - темница души. Очищение должно быть достигнуто познанием идей, которые созерцает разумная душа. С учением о предсуществовании душ связано представление Платона о познании на припоминании. С учением о человеке и душе тесно связана теория государства Платона. Этика и Антропология и Онтология его имели целью создание совершенного человеческого общества. Платон делит людей на 3 типа:
1 - люди, стремящиеся созерцать красоту и порядок идей, стремятся к высшему благу (философы). Платон отводит им руководящую роль.
2 - преобладание аффективной (эмоциональной) части души, люди с благородными страстями, воины или "стражи", заботятся о безопасности государства.
3 - "вожделяющего" типа (чувственного) - должны заниматься физическим трудом, ибо они с самого начала слишком привержены к телеснофизическому миру - это крестьяне и ремесленники. Добродетель для всех сословий - мера (ничего сверх меры). Согласно Платону, справедливое государство - высшее из всего, что может существовать на земле. В учении об идеальном государстве мы находим ярко выраженное господство всеобщего над индивидуальным.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.