Вещи причастны к идеям и только в силу этой причастности они существуют. Платон: бытие - становление; вечное - временное; покоящееся движущееся;
бессмертное - смертное; постигаемое разумом - воспринимаемое- чувствами; неделимое - делимое. В отличие от элеатов: единое - само не есть бытие, оно выше бытия и составляет условие возможности бытия, т.е. идей. Единое выше всякого существования и всякой множественности, но без его объединяющей силы невозможны и сами идеи, ибо невозможна даже и множественность: ведь каждое из многих тоже есть нечто одно, а значит оно тем самым причастно единому. Это единое тождественно высшему благу, к которому все стремится и через это получает свое собственное бытие. Само же высшее благо - по ту сторону от всякого бытия, а значит недоступно разуму.
Важный шаг в движении философии от метафизики к понятийному мышлению. Чтобы объяснить то или иное явление, надо (по Платону) найти его идею, иначе говоря, его понятие: то постоянное и устойчивое, инвариантное в нем, что не дано чувственному восприятию.
АРИСТОТЕЛЬ (384 - 322 гг. до н.э.) - ученик Платона. Критика платоновской идеи бытия: тот приписал идеям самостоятельное существование, обособив и отделив их от чувственного мира, для которого характерно движение, изменение.
Аристотель (как и элеаты): бытие - нечто устойчивое, неизменное, неподвижное. Но по-иному толкует сущность (бытия) - это индивидуумы (неделимые), например, человек, лошадь и т.д. По его учению суть лишь вторичные сущности, производные от первичных.
Сущность - это единичное, обладающее самостоятельностью, в отличие от его состояний и отношений, которые являются изменчивыми в зависимости от времени, места, от связей с другими сущностями и т.д. Именно сущность может быть выражена в понятии и является предметом строгого знания - науки.
Аристотель создает первую в истории систему логики - силлогистику, главную задачу которой он видит в установлении правки получения достоверных выводов из определенных посылок. Центр его логики - учение об умозаключениях и доказательствах, основанных на отношениях общего и частного. Его логика служила главным средством научного доказательства на протяжении веков.
БЫТИЕ: все высказывания (категории) языка так или иначе отнесены к бытию, но ближе всех к нему категория сущности (тождественно бытию). Все остальные - качества, количества, отношения, места, времени, действия, страдания, состояния, обладания - соотносятся с бытием через категорию сущности. Сущность отвечает на вопрос: "Что есть вещь?" Т.о. сущность есть нечто самостоятельное, существующее само по себе, безотносительно к другим.
Чувствами мы воспринимаем лишь свойства той или иной сущности, сама же она - единый, неделимый и невидимый носитель всех этих свойств, характерный для данной вещи.
Однако: здесь единичное существует реально, но в своей единичности не есть предмет науки; общее же является предметом научного знания, но неясно, каков его онтологический смысл.
ПОНЯТИЕ МАТЕРИИ
Платон. Впервые введено: если "идея" нечто неизменное и тождественное себе, определяется через единое, то "материя" - "начало иного" - изменчивого, текучего, непостоянного (это качество - принцип чувственного мира).
Материя лишена определенности, т.е. непознаваема; вещи и явления мира "становления" не могут стать предметом научного знания как раз в силу их материальности. В диалоге "Тимей" Платон уподобляет материю лишенному качеств субстрату (материалу, из которого могут быть образованы тела любой величины и очертаний); и это именно потому, что материя совершенно бесформенна, неопределенна, т.е. материя тождественна пространству, которое есть возможность существования геометрических фигур.
Аристотель. Материя - возможность (потенция). Для того, чтобы из возможности возникла необходимость ограничить ее формой, которая и превращает нечто лишь потенциальное в актуально существующее. Медный шар: материя - медь, форма - шарообразность; по отношению к живому существу: материя - телесный состав; форма - душа.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.