Профессиональные и личностные качества преподавателя как главный фактор развития способностей одаренных детей
преподаватель хора, вокала
МОУ ДОД ДШИ №47 им. М. Ф. Мацулевич г. Новокузнецк
«Мудрец напомнил учителю, что тот должен сделать ребенка крылатым. «Как сделаю его крылатым, если я сам хожу по земле?». – изумился педагог. Но спустя некоторое время мудрец увидел, как по небу летит мальчик, а за ним еле поспевает крылатый учитель. Они спустились к мудрецу, и учитель начал расхваливать крылья мальчика, любовно гладя их руками. «Но твои крылья нравятся мне больше!». – сказал мудрец педагогу»[2].
Проблема одаренности в настоящее время становится всё более актуальной. Во всех стратегических документах федерального уровня последних лет поддержка "талантливого ребенка" провозглашается приоритетной государственной задачей. Прежде всего это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.
Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умения нестандартно себя повести. Нынешний век новых технологий требует уникумов, поэтому образовательная система стала вмещать в себя огромное количество нововведений. И главное звено этой системы – преподаватель – должен обладать рядом важных не только профессиональных, но и личностных особенностей для работы с одаренными детьми.
Успешный преподаватель для одаренных детей – прежде всего прекрасный преподаватель, глубоко знающий и любящий свой предмет. В дополнение к этому он должен обладать такими качествами, которые существенны в общении с любым одаренным ребенком: необходимо проявлять живой интерес к жизни ребенка; любить детей такими, какие они есть; быть оптимистом; общаться с ребёнком, как со взрослым; радоваться и восхищаться достижениям детей; поощрять любую творческую деятельность детей; приобщать родителей к школьной жизни; никогда не переставать заниматься самообразованием.
Преподавателям можно помочь развить указанные личностные и профессиональные качества тремя путями:
1) с помощью тренингов – в достижении понимания самих себя и других;
2) предоставлением знаний о процессах обучения, развития и особенностях разных видов одаренности;
3) тренировкой умений, необходимых для того, чтобы обучать эффективно и создавать индивидуальные программы.
К. Роджерс сказал: «Нельзя кого-либо изменить, передавая ему готовый опыт. Можно лишь создать атмосферу, способствующую развитию человека»[4] . Техника преподавания у прошедших специальную подготовку преподавателей для одаренных и обычных преподавателей примерно одинакова: заметная разница заключается в распределении времени на виды активности. Преподаватели, работающие с одаренными, меньше говорят, меньше дают информации, стимулируя обучающихся к самосовершенствованию, пробуждая у них эмоциональный и интеллектуальный отклик.
В.А. Сухомлинский говорил: «Только эмоциональное пробуждение разума дает положительные результаты в работе с детьми»[3]. Если вдуматься в эти слова, то никто не сможет отрицать, что человек живет, опираясь на различные эмоции, а значит, и развивать способности ребенка нужно, тоже опираясь на них.
Наиболее существенным фактором успешности работы преподавателя является глобальная личностная характеристика – система взглядов и убеждений, в которой большое значение имеют представления о самом себе, других людях, а также о целях и задачах своей работы. Взаимодействие преподавателя и ребенка зачастую строится на основе лишь нормативно-ролевых предписаний (субъектно-объектные отношения): «Ребёнок пришёл ко мне заниматься, я как педагог с ним работаю». Для одарённых детей такой стиль не приемлем. «Мы – две личности, два неповторимых человека на Земле (субъектно-субъектные отношения) вместе открываем, исследуем этот мир». А для этого преподаватель должен реально осознать себя субъектом.
Преподаватель, направленный на развитие творческого потенциала детей, отличается ярко выраженным стремлением к саморазвитию, верой в собственные силы, самоуважением. Он смел и энергичен, склонен к экспериментированию, у него творческий стиль деятельности. Преподаватели, работающие с одаренными детьми, имеют внутреннюю мотивацию к труду. Они эффективны в общении с детьми и влияние осуществляется не через поучение (делай так и не делай этого), а через трансляцию своих целей на жизненные цели и ценности своих маленьких коллег по творчеству.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования. Бытует мнение, что они не нуждаются в помощи взрослых, в особом
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.