О философии России второй половины ХХ в. |
Автор |
11.08.2009 г. |
Среди людей, изучавших философию в институте в советские годы по официально санкционированным учебникам, где рассказывалось, как все сложнейшие проблемы и загадки человеческого бытия, над разгадыванием которых великие умы бились в течение столетий и тысячелетий, легко и просто разрешаются с позиций марксизма-ленинизма, бытует мнение, что философы в советские годы были либо неумными людьми, либо апологетами нечестивой власти (во многих случаях теми и другими одновременно). Если это верно, то ни о какой настоящей философии в те годы в нашей стране не может быть и речи. В соответствии с этим мнением, если и нужно разрабатывать философию в современной России, то делать это следует как бы с нуля, с самого начала. При этом предлагается два варианта работы в области философии: либо опереться на ту философскую традицию религиозного идеализма, которая была прервана в 1922 г., когда выдающихся русских философов выслали за границу на «философском пароходе», либо примкнуть к одной из популярных сегодня школ западной философии. Когда говорят о «советской философии», то в действительности под этим словом скрываются очень разные вещи. Когда западные советологи писали о советской философии, они исходили из того, что это была на самом деле не философия, предполагающая абсолютную критичность, обсуждение того, что обычно принимается на веру (как в жизни, так и в науке), а идеология, способ мнимого теоретического оправдания политики коммунистической партии, метод индоктринации интеллигенции. Такая философия могла только отучать от всякого самостоятельного мышления и вызывать чувство отвращения. Сегодня некоторые наши журналисты и даже философы в таком же духе пишут обо всей отечественной философии советского периода. Легко можно найти примеры, подтверждающие это мнение. В самом деле, именно таковы были в огромном большинстве учебники, по которым преподавали в те годы философию, в таком духе были написаны многие книги по философии, прежде всего по проблемам исторического материализма и теории «научного коммунизма». Были официальные представители этой философии: М.Б. Митин, П.Ф. Юдин, Ф.В. Константинов и др. Иными словами, реально существовал феномен, который соответствует так понимаемой «советской философии». Но было и другое, то, чего, казалось бы, не должно было быть в идеологизированном обществе. В нашей философии в эти годы наряду с догматиками и приспособленцами творили выдающиеся умы, яркие личности, связанные с культурой России и культурой мировой, с гуманитарным и естественнонаучным знанием. Мы только сегодня начинаем понимать и ценить то, что было сделано в эти годы и что сегодня оказывается актуальным. В философии России в это время были заложены такие традиции, которые сегодня весьма перспективны и могут плодотворно взаимодействовать с мировой философией. В истории философии в России в советские годы можно выделить два периода взлёта. Это 1920-е гг. и вторая половина XX в. Между ними лежит время почти безраздельного господства догматизма, насаждавшегося сталинским режимом. * * * В 20-е гг. прошлого столетия в отечественной философии и философски фундированной гуманитарной науке были разработаны такие идеи, которые означали возможность нового построения знания - особенно знания в области наук о человеке. Продолжатель философии Серебряного века А.Ф. Лосев выпускает ряд книг, в которых он не только даёт новую интерпретацию античной философии, но и оригинально разрабатывает философию мифологии, языка, музыки, математики. Такого рода глобального подхода в исследовании символических форм ранее не было в русской философии. Неортодоксальный марксист и эмпириомонист А.А.Богданов создаёт «всеобщую организационную науку» - тектологию, в качестве методологии системного понимания, противостоящего элементаризму и атомизму классической науки. Тектологические построения Богданова не были признаны при жизни автора и получили развитие только во второй половине двадцатого столетия, когда в разных науках началось «системное движение». В эти же годы в нашей стране разрабатываются структурный метод в лингвистике (Р.С. Якобсон и др.) и формальный метод в литературоведении (Б. Эйхенбаум, В. Шкловский, В. Пропп и др.), ставший одним из источников структурализма в философии и науках о человеке во второй половине XX в. В 1920-е гг. в России появилось философское движение, которое имело две особенности (это не было школой или даже направлением, так как мыслители, которых можно отнести к этому движению, существенно отличались друг от друга). Первая такая особенность связана с противостоянием как религиозному философствованию, доминировавшему в России до революции, так и догматическому марксизму. Это противостояние выразилось, в частности, в том, что в центре внимания философов, которых можно отнести к этому движению, оказалась сфера, периферийная и для религиозной философии, и для примитивно истолкованного марксистского материализма. Это была область культуры: язык, литература, искусство, разные знаково-символические системы. Между тем, в рамках движения, о котором идёт речь, именно культура была понята как ключевая для решения и антропологических, и онтологических проблем. Вторая особенность философского движения, о котором идёт речь - тесная |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.