Введение в предмет «Физиология челюстно-лицевой области». Учение о функциональной системе и функциональном элементе в стоматологии. Понятие о системогенезе и геронтогенезе

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Стоматологический факультет, 2 курс, 4 семестр

Самоподготовка к занятию 1.

Тема занятия: Введение в предмет «Физиология челюстно-лицевой области». Учение о функциональной системе и функциональном элементе в стоматологии. Понятие о системогенезе и геронтогенезе.

            Цель занятия: Изучить основные принципы системного и аналитического подходов в изучение функций челюстно-лицевой области, функции челюстно-лицевой области, общую структуру функционального элемента и функциональной системы, функции их компонентов.

Для достижения поставленной цели необходимо:

1. Повторить

1.  Анатомию и гистологию челюстно-лицевой области

2.  Анатомию вегетативной и соматической иннервации полости рта

Изучить литературу:

Основную:

1. Физиология челюстно-лицевой области: Учебник  / Под ред. С.М. Будылиной, В.П. Дегтярева. - М.: Медицина, 2000. – С. 8-24, 87-161, 187-223, 276-285.

2. Нормальная физиология: Учебное пособие для студентов стоматологического факультета /под ред. В.А. Полянцева. – М: Медицина, 1989. – 239 с.

Дополнительную:

1. Нормальная физиология: курс физиологии функциональных систем / Под ред. К.В. Судакова. – М.: Медицинское информационное агентство, 1999. – С. 6-93.

В результате подготовки к занятию необходимо:

Знать:

1. Что изучает предмет «Физиология челюстно-лицевой области»?

2. Характеристику функций органов полости рта. Понятие о полифункциональности органов челюстно-лицевой области.

3. Учение о функциональном элементе в стоматологии:

·  Структурную организацию функционального элемента органа по А.М. Чернуху. Функциональную характеристику его составных частей.

  • Характеристику функционального элемента зубного органа.
  • Характеристику функционального элемента зуба.
  • Характеристику функционального элемента слюнной железы

4. Учение о функциональных системах (П.К. Анохин):

  • Определение функциональной системы по П.К. Анохину;
  • Элементы функциональных систем, их функциональную характеристику;
  • Виды функциональных систем;
  • Свойства функциональных систем.

5. Понятие о системогенезе и геронтогенезе в челюстно-лицевой области. Основные принципы, их характеристика.

6. Возрастные периоды развития человека. Виды системогенеза, их связь с возрастными периодами.

Уметь:

1.Формулировать ответы на теоретические вопросы занятия.

2. Рисовать схемы функциональных систем и функционального элемента, объяснять их свойства.

3. Использовать теоретические знания по теме при решении ситуационных задач, ответах на тестовые  задания.

Блок информации.

Функциональная система – это совокупность центральных и периферических структур и механизмов, объединившихся для поддержания постоянства внутренних или внешних показателей.

Свойства функциональных систем:

  • Системообразующим элементом является результат
  • Изоморфизм - однотипность строения
  • Саморегуляция
  • Взаимодействие и взаимосодействие
  • Избирательность
  • Консерватизм и пластичность

Виды функциональных систем:

  • Гомеостатические ФУС (континуальный результат) – ФУС оптимального уровня питательных веществ в крови.
  • ФУС целенаправленного поведения (финальный результат) - ФУС формирования пищевого комка, пригодного для проглатывания.
  • ФУС, имеющие и гомеостатические и поведенческие результаты – ФУС сохранения целостности тканей

Онтогенез - индивидуальное развитие организма, совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований, претерпеваемых организмом от момента его зарождения до конца жизни.

Период развития живого организма до момента рождения называется пренатальным онтогенезом. Период жизни от момента рождения до смерти называется постнатальным онтогенезом

Онтогенез –делится на возрастные периоды. Возрастной период – отрезок времени, в течение которого происходят однозначные, специфические физиологические процессы. Критерии выделения периодов: физиологические особенности тканей, органов, целого организма; психофизиологические особенности взаимодействия с внешней средой (дополнительные критерии: морфологические, биохимические, способы взаимодействия с внешней средой).

Концепции индивидуального развития

Концепция органогенеза (А.Н. Северцов) – рассматривает процесс закладки и формирования каждого органа в отдельности. Она не позволяет понять развитие организма как целого, выяснить особенности морфологического и физиологического созревания (созревание структур и функций)

Теория системогенеза представляет собой дальнейшее развитие теории морфогенеза, созданной А. Н. Северцовым. Концепция системогенезарассматривает процесс индивидуального развития как процесс созревания функциональных систем и их отдельных элементов

Системогенез – это избирательное созревание функциональных систем (ФУС) у эмбрионов, плодов, новорожденных и их изменение в остальные возрастные периоды. Геронтогенез – это инволюция функциональных систем в старости.

В концепции системогенеза подчеркивается избирательное созревание в онтогенезе на морфологической основе различных физиологических функций, причём для поддержания постоянства каждой из них формируется специфическая ФУС. Ведущий фактор развития системы – конечный полезный приспособительный результат (КПР) называют системообразующим фактором. Морфологически ФУС созревает к тому моменту, когда на организм начинают действовать специальные раздражители из внешней среды. Новорожденный ребёнок, несмотря на свою общую незрелость, имеет в полной готовности ФУС сосания, которая обеспечивает его питание и, следовательно, выживание в первые моменты постнатальной жизни. Рано созревает ФУС, обеспечивающая перемещение за счет хватательных

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
229 Kb
Скачали:
0