Дисциплина «Этика»
Лабораторная работа.
Лабораторная работа предполагает комментирование фрагмента художественного произведения с этической точки зрения. Приведенные ниже фрагменты заимствованы из раздела «В лабиринтах этического сознания» в учебном пособии Зеленковой И.Л. «Основы этики». – Мн., 1998 или 2001, с.355-418. В указанной книге литературные тексты увязаны в единое рассуждение автором пособия. В лабораторной работе обучаемый должен проанализировать их самостоятельно. Для своей работы можно выбрать любой из предлагаемых отрывков (или группу текстов, объединенных единой темой).
В своем комментарии:
· обоснуйте, почему Вы выбрали этот фрагмент;
· выделите нравственные проблемы, затронутые в отрывке;
· обоснуйте, что они именно нравственные (а не психологические, социальные или какие-нибудь еще);
· проанализируйте нравственные идеи автора (предполагаются аргументированные суждения, а не оценки по принципу «нравится» – «не нравится»);
· приведите собственную трактовку поставленных им вопросов.
Объем работы произвольный: от страницы и до бесконечности. Главным является не объем, а содержательность: количество мыслей на единицу площади, этическая грамотность и самостоятельность рассуждений.
Номер варианта выбирается в соответствии с тремя последними цифрами идентификатора. Если идентификатор (три последние цифры) больше количества вариантов заданий, то номер варианта рассчитывается делением идентификатора (три последние цифры) на количество вариантов и остаток от деления – это Ваш вариант. Если остаток от деления равен нулю, то Ваш вариант соответствует последнему номеру варианта лабораторной работы. (Пример. Идентификатор – m02e1g1-025. Количество вариантов – 14. Расчет: 25:14=1 с остатком 11. Ваш вариант – 11).
Оформлять лабораторную работу необходимо при помощи компьютерных редакторов и представлять в электронном виде для регистрации на учебном Web-сайте.
1.«Каждый человек должен сам отыскать свой путь». Ж.-П.Сартр
2.«Каждый навеки определен одним-единственным мигом своей жизни, мигом, когда человек встречается навсегда с самим собой». X.JI.Бopxec. «Семь вечеров».
3.«Нет, не спасут писанья всех, чье имя
Сегодня в страхе повторяешь снова;
Тебе не выпадет удел другого:
Ты в лабиринте, сотканном твоими Следами.
Что тебе конец Сократа
Или Христа, что Будда златолицый,
Который с миром пожелал проститься
В садовой зелени порой заката?
Роняй или чекань ты слово это,
Но, прах от праха, слово тоже тленно.
И, как не знает жалости геенна,
Так Божья ночь не ведает просвета.
Ты — время по своей текучей сути
И будешь им в любой его минуте.
X.Л.Борхес. «Удел другого».
4.«Сила воображения прекраснейшим образом заменяет отсутствие опыта. Ничего из бывшего единожды не умерло окончательно, лишь переменило облик. Природа — великий архив всего некогда сущего. Разобраться в этом архиве невозможно, но на его полках хранится абсолютно все. Человеку удается краешком глаза разглядеть то один уголок, то другой. В момент озарения проскакивает искорка, которая выхватывает из тьмы кусочек прошлой жизни или укромный уголок, о существовании которого человек прежде и не подозревал. Знание близко, и обрести его может каждый, ведь иногда оно находится всего в нескольких дюймах от поля нашего зрения». Питер Устинов «Старик и мистер Смит».
5.«Некоторые вещи понять невозможно, но вы до тех пор не поймете, что они непознаваемы, пока будете пытаться их разгадать и строить различные предположения; нет, вы должны набраться терпения и производить опыты, пока не откроете, что ничего открыть нельзя. А ведь именно это и восхитительно — мир тогда становится необычайно интересен. А если бы нечего было открывать, жизнь стала бы скучной. И в конце концов, стараться открыть и ничего не открывать — так же интересно, как стараться открыть и открывать, а быть может, еще даже интереснее». Марк Твен «Из дневника Адама».
6.«Жизнь не заботилась о стойкости сюжета. Она вываливала свое содержимое беспорядочно, вперемежку. Своей нескладностью она оскорбляла чистоту нашего страдания и компрометировала наш правый гнев. Жизнь была на самом-то деле нескончаемым черновиком, где плохо скомпонованные события налезали одно на другое, а персонажи, слишком многочисленные, мешали друг другу говорить, страдать, вызывать индивидуальную любовь или ненависть». А.Макин «Французское завещание».
7.Мир — это «всего лишь бульон, в котором в хаотическом беспорядке плавают некие куски, иногда слипающиеся в нечто целое. Если все, что существует, фрагментарно, недоношено, ущербно, события имеют только конец без начала или только середину, только начало или конец, мы же продолжаем классифицировать, вылавливать и реконструировать, пока не узрим в полном виде любовь, измену, поражение, хотя на самом деле мы существуем только частично, неполно. Наши лица, наши судьбы формируются статистикой, мы случайный результат броуновского движения, люди – это незавершенные наброски, случайно запечатленные проекты. Совершенство, полнота, завершенность — это редкое исключение
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.