Удар вращающимся колесом по телу приводит к образованию в этом месте ссадин с кровоподтеком, слегка превышающих по ширине ширину колеса (так называемый «первичный щипок»). Затягиваясь под вращающееся колесо, кожа отслаивается от подлежащих тканей, образуется специфическое повреждение – полость, заполненная кровью, так называемая «карманообразная отслойка» (рис. 6). Считается, что эта отслойка образуется лишь на нижних конечностях, но мы неоднократно наблюдали ее на грудной клетке и даже на голове. Иной раз от вращения колеса образуются лоскутные раны, основание которых обращено в сторону вращения колеса. Соответственно боковым поверхностям колеса при переезде им через тело вблизи крупных костных выступов от чрезмерного натяжения могут образовываться продольные разрывы (своего рода растрескивания) кожи (рис. 7).
Рис. 6. Механизм образования «первичного щипка» и карманообразной отслойки кожи.
Рис. 7. Механизм образования разрывов кожи над костными выступами при переезде колесом.
Чем меньше диаметр колеса, по отношению к телу, входящему в соприкосновение с этим колесом, тем больше вероятность толкания тела колесом вперед. Способствует толканию тела впереди себя и застопоренное при торможении, прекратившее вращение колесо. Проталкивание тела человека колесом по направлению движения автомобиля приводит к смещениям и разрывам одежды, образованию осаднений и ран на коже с внедрением в ткани одежды и тела частиц дорожного покрытия.
Большой диаметр колеса способствует быстрому подъёму его на тело и облегчает переезд, в таких случаях преобладает сдавливающий компонент травмирования. Расстояние, на которое тело проталкивается колесом, немало зависит от состояния дороги. Так снижающие трение условия (влажность, глинистость грунта, оледенение) способствуют и большему скольжению тела перед колесом. Повышенное трение на сухом бетоне и подобном ему дорожном покрытии препятствует проталкиванию тела перед колесом.
Масса автомобиля, скорость его движения, амортизирующие свойства системы подвески шасси влияют на возможность перескакивания колеса через вторую половину тела даже без ее повреждения. Так, если скорость движения автомобиля небольшая (10-15 км в час), то переезд осуществляется плавно, с равномерным сдавливанием тела, как в начале, так и в конце переезда. Если скорость автомобиля относительно большая (свыше 20 км в час), то колесо переезжает через тело с неравномерным его сдавливанием.
При большой скорости автомобиля и относительно небольшой его массе, хорошей амортизации подвески шасси колесо поднимается лишь до наиболее высокой точки тела и, как с трамплина, перепрыгивает через другую половину тела и прилегающую к телу часть дорожного покрытия. Чем больше скорость автомобиля и меньше его масса, тем длиннее соскок колеса. Феномен соскока не наблюдается, если масса грузового автомобиля превышает четыре тонны (Солохин А.А., 1996).
При наружном осмотре тела потерпевшего уже на месте происшествия можно обнаружить следы, отобразившие каждую фазу травмы. Так, если имело место перекатывание колеса через голову, то на стороне заезда колеса можно видеть отрыв сережки, разрыв ушной раковины, надрывы кожи от перерастяжения в основании ушной раковины на той стороне, которая была обращена к колесу, а не к дороге. При поперечном переезде через грудную клетку уже на месте происшествия обычно хорошо видна асимметрия грудной клетки трупа с её уплощением на стороне заезда колеса, что позволяет определиться с направлением переезда. Повреждения костей, мягких тканей, внутренних органов на стороне заезда колеса обычно более значительны, чем на стороне соскока или съезда колеса. Внутренние органы или их части, оторвавшись, смещаются в полостях по направлению движения автомобиля, головной мозг, выдавливаясь под кожу и апоневроз, также при переезде через голову смещается в сторону движения.
Еще один специфичный признак, позволяющий определиться с направлением переезда и шириной колеса – множественные переломы остистых отростков позвонков. При перекатывании колеса по спине, кроме переломов ребер и соответствующих повреждений мягких тканей, образуется перелом нескольких остистых отростков с их отклонением по направлению движения автомобиля, что нередко можно различить при проведении наружного осмотра трупа.
О переезде и его направлении на месте происшествия могут свидетельствовать другие наружные повреждения на трупе пострадавшего, загрязнения на одежде трупа, её разрывы. Так, следы загрязнений от протектора автомобиля, разрывы одежды от перерастяжения возникают на стороне одежды, обращенной к колесу. Следы и повреждения от трения в результате протаскивания тела
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.