Рабочая учебная программа курса
«Профессиональная этика журналиста»
Программа курса «Профессиональная этика журналиста» составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Цель курса - Познакомить студентов с историей, теорией и практикой разработки в РФ кодекса профессиональной этики журналиста, дать сравнительный анализ российского проекта документа с существующими в зарубежных странах профессиональными кодексами, а также иными нормативными актами, регулирующими разнообразные стороны деятельности журналистов и СМИ. Акцентировать внимание на практических этических проблемах для решения повседневных этических проблем в своей будущей профессиональной деятельности.
Преподавание настоящего курса тесно взаимоувязано с другими курсами государственного образования по специальности «Журналистика» и опирается на их содержание.
По завершению обучения по дисциплине студент должен:
- Сделать правильный этический выбор в ситуации, когда его профессиональная деятельность связана с необходимостью такого выбора, определять пределы допустимого при осуществлении профессиональный деятельности.
-Видеть взаимосвязь и взаимозависимость между нормами, установленными законодателем и внесенными в профессиональные кодексы различных изданий и общественных журналистских организаций, акцентировать внимание на наиболее частых и типичных ошибках, которые приводят к нарушению журналистами общепринятых этических норм и правил.
1.СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (8 час.)
1.Введение(1 час)
Правовой и этический аспект в деятельности журналиста. (Право и ответственность журналиста. Общая и профессиональная этика. Этика в журналистике: необходимый элемент или формальная норма).
2.Этический кодекс российского журналиста (1 час)
(История, проблемы, содержание. Причины кризиса в области журналистской этики. Этический кодекс в системе документов, регулирующих деятельность журналистов и СМИ. Должен ли кодекс содержать репрессивные меры)
3.Этические кодексы: принципы, различия тенденции (1 час)
(Основные понятия. Сравнительный анализ этических кодексов журналистов в России с этическими кодексами СМИ других стран).
4.Журналистика как бизнес - прибыль против идеалов (1 час)
(Творческая и деловая сторона журналистики. Конкуренция в СМИ и журналистская этика. «Бутербродный журнализм» и подобные формы нарушения журналистской этики).
5.Журналист и источник информации - этические вопросы взаимоотношений (1 час)
(Оплата за информацию - этический предел допустимого. Может ли журналист иметь с источником неформальные отношения. Свобода выбора и «заказной» характер информации. Обоснованность использования анонимных источников в важных сообщениях. Конфиденциальность источника и необходимость его раскрытия в различных ситуациях. Журналист и официальные лица)
6.Журналистская профессия и права человека – конфликт интересов (1 час) (Самоцензура и самоограничения журналистов. Может ли политически активный журналист писать о политике. Вознаграждение за искажение фактов. Работа по совместительству. Скрытые формы вознаграждений. Право на собственное мнение и редакционное задание, не совпадающее с убеждениями).
7.Социальная ответственность СМИ (1 час)
(Объективность и нейтральность: проблема этического выбора. Журналист меняет профессию - этическая проблема доступа к источникам информации. «Маленькая» ложь – пределы вымысла в сообщениях о реальных событиях. Манипуляции с фактами, фотографиями.)
8.Журналистская этика и реклама (1 час)
( Цели и средства. Прибыль или нравственные ценности. «Скрытая» реклама и независимость журналиста. Социальные последствия рекламы).
9.Журналист и официальные лица.(1 час)
Взаимоотношения с официальными пресс-службами и информационными структурами. Работа с органами правопорядка, прокуратуры, судами и другими официальными органами. Журналистское расследование. Баланс «критического» и «позитивного» в отборе новостей).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.