Правовой и этический аспект в деятельности журналиста. Право и ответственность журналиста. Общая и профессиональная этика. Этика в журналистике: необходимый элемент или формальная норма)

Страницы работы

Содержание работы

Рабочая учебная программа курса

«Профессиональная этика журналиста»

Дальневосточный государственный университет

Факультет журналистики

Программа курса «Профессиональная этика журналиста» составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Цель курса - Познакомить студентов с историей, теорией и практикой разработки в РФ кодекса профессиональной этики журналиста, дать сравнительный анализ российского проекта  документа с существующими в зарубежных странах профессиональными кодексами, а также иными нормативными актами, регулирующими разнообразные стороны деятельности журналистов и СМИ.  Акцентировать внимание на практических этических проблемах для решения повседневных этических проблем в своей будущей профессиональной деятельности.

Преподавание настоящего курса тесно взаимоувязано с другими курсами государственного образования по специальности «Журналистика» и опирается на их содержание. 

По завершению обучения по дисциплине студент должен:

- Сделать правильный этический выбор в ситуации, когда его профессиональная деятельность связана с необходимостью такого выбора, определять пределы допустимого при осуществлении профессиональный деятельности.

-Видеть взаимосвязь и взаимозависимость между нормами, установленными законодателем и внесенными в профессиональные кодексы различных изданий и общественных журналистских организаций, акцентировать внимание  на наиболее частых и типичных ошибках, которые приводят к нарушению журналистами общепринятых этических норм и правил.

1.СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (8 час.)

1.Введение(1 час)

Правовой и этический аспект в деятельности журналиста. (Право и ответственность журналиста. Общая и профессиональная этика. Этика в журналистике: необходимый                      элемент или формальная норма).

 2.Этический кодекс российского журналиста (1 час)

(История, проблемы, содержание. Причины кризиса в области журналистской этики. Этический кодекс в системе документов, регулирующих деятельность журналистов и СМИ. Должен ли кодекс содержать репрессивные меры)

3.Этические кодексы: принципы, различия тенденции (1 час)

(Основные понятия. Сравнительный анализ этических кодексов журналистов в России с этическими кодексами СМИ других стран).

4.Журналистика как бизнес - прибыль против идеалов (1 час)

(Творческая и деловая сторона журналистики. Конкуренция в СМИ и журналистская этика. «Бутербродный журнализм» и подобные формы нарушения   журналистской этики).

5.Журналист и источник информации - этические вопросы взаимоотношений (1 час)

(Оплата за информацию - этический предел допустимого. Может ли журналист иметь с источником неформальные отношения. Свобода выбора и «заказной» характер информации. Обоснованность использования анонимных источников в важных сообщениях. Конфиденциальность источника и необходимость его раскрытия в различных ситуациях. Журналист и официальные лица)

6.Журналистская профессия и права человека – конфликт интересов (1 час) (Самоцензура и самоограничения журналистов. Может ли политически активный журналист писать о политике. Вознаграждение за искажение фактов. Работа по совместительству. Скрытые формы вознаграждений. Право на собственное мнение и редакционное задание, не совпадающее с убеждениями).

7.Социальная ответственность СМИ (1 час)

(Объективность и нейтральность: проблема этического выбора. Журналист меняет профессию - этическая проблема доступа к источникам информации. «Маленькая» ложь – пределы вымысла в сообщениях о реальных событиях. Манипуляции с фактами, фотографиями.)

8.Журналистская этика и реклама (1 час)

( Цели и средства. Прибыль или нравственные ценности. «Скрытая» реклама и независимость журналиста. Социальные последствия рекламы).

9.Журналист и официальные лица.(1 час)

Взаимоотношения с официальными пресс-службами и информационными структурами. Работа с органами правопорядка, прокуратуры, судами и другими официальными органами. Журналистское расследование. Баланс «критического» и «позитивного» в отборе новостей).

Похожие материалы

Информация о работе