Герменевтика.
Деконструктивизм – следствие процесса, который длился долго и назывался позитивизм = сциентизм, кризис рациональности, сомнение в авторитетности разума. Актуальны направления, которые не были тотально охвачены сциентизмам. Это явление герменевтики (состояние философского самосознания).
Герменевтика (от «Гермес» – связь между простыми людьми и богами олимпийцами, доводил до людей божественные смыслы)
В христианстве развивается экзегетика (толкование священных текстов Библии и других священных книг). Толкование Библии опасно, толкователь должен быть особенно осторожен. Искусство толкования развивалось с течением времени. Здесь нужно трепетное отношение, погружение. Дистанцированность и холодность здесь неадекватны, лучший толкователь – поэт (вновь явление «лирики о лирике»). Это встретило отпор у позитивистов, которые хотели уйти от этого романтизма, мифологизма. В искусстве есть своя истина, свой универсализм, а в науке этого нет.
Герменевтика зародилась в Германии. Дильтей заявил о духовной революции в сфере наук о духе. На области гуманитарного знания не распространяется действие наук о природе. Человек- не вещь, его нельзя измерить, относительно его души можно лишь высказываться.
Шлейермахер («Диалектика», «Герменевтика», «Критика») толковал герменевтику широко: как метод понимания мира. Эта традиция до сих пор жива в Германии. Возвращается антропоцентристская доктрина. Для германцев понимание = самопонимание.
Герменевтика – понимание человека в основе основ. Герменевтики настаивают на том, что понимание текста – самопонимание человека. Себя мы понимаем в диалоге, в зеркалах.
Хайдеггер говорит, что экзистенциальная философия – диалог души с собой, диалог с традицией. Хайдеггер причисляет себя к герменевтикам. Он говорит, что в современном мире самое важное и самое трудное – понимание. Нынешний человек хочет спрятаться от понимания (например, алкоголь). Торжество отчуждённого сознания. Работы: «Разговор на просёлочной дороге», «Лесные тропы». Отрешённость, отсутствие спешки – предпосылки понимания. Символ же американкой культуры – спринтер. Нынешнему миру грозит утрата понимания, смысла. Нынешняя западная культура не стремится к завершённости, процветает фрагментарность.
Каадамер («Истина и метод») говорит о понятии «герменевтический круг». Человек подходит к тексту с определёнными ожиданиями («герменевтический круг»), но должен преодолеть свою субъективность. Обычно мы пытаемся предугадать сюжет развязку и т.д., но «круг» наших ожиданий предугадать невозможно, но и НЕ нужно. Наука разрушает эту связь, эту коммуникацию.
Герменевтика – восстание против точного литературоведения. Все завоевания в науке ХХ века ничтожны и вредны. Наука – ненужный посредник между автором и читателем. В этом есть частичная истина: наука должна действительно периодически более критически смотреть на себя.
Рецептивная эстетика.
Ключевые слова этой школы: восприятие, рецепция, означивание.
Глава школы – Яусс, который особенно знаменит своей книгой «История литературы как провокация литературоведения».
Основные мысли книги:
Между эстетическим и историческим значением произведения есть противоречие, которое неискоренимо. Эстетическое значение вечно, абсолютно, а историческое толкование – ситуативно. Эстетическое знание не поддаётся такому детерминизму, как историческое. Во многом это возникло из более глобальной оппозиции: Бытия и Сущего (оппозиция по Хайдеггеру).
История литературы бросает вызов литературоведению. Это процесс обогащения человеческого опыта. Рецептивная эстетика более вторична. Долгое время в русском литературоведении не знали ничего о рецептивной эстетике. Сейчас мы напротив приобщаемся теснее к западной традиции. Примером этому стало появление на излёте советской эпохи сборников: «Шекспир в меняющемся мире», «Талант в меняющемся мире», «Русские писатели в изменяющемся времени» и т.д. Но эти книги грешат тем, что в них есть слишком частые цитаты Маркса и Энгельса.
В результате появилось различие историко-генетического и историко-функционального подхода.
Историко-генетический анализ занимается созданием произведения (от замысла до воплощения).
Историко-функциональный анализ занимается жизнью текста после смерти автора, его функционирование в веках, социальных слоях и т.д..
Произведение – мерцающий смысл, который нестабилен. Текст живёт в веках и вбирает в себя разные смыслы. Смысл не заканчивается, когда автор ставит точку. Смысл живёт, обогащается, его нет без реципиента, носителя определённой культуры.
Марксисты же добивались политической и классовой определённости. Они выступали против направления рецептивной эстетики, загоняя произведение «в клетку», лишая его будущего, подчиняя произведение литературы политической риторике. С одной стороны нужна конкретика, но с другой стороны излишняя конкретика мешает услышать высшее звучание.
Такое различие взглядов обогащает литературоведение, позволяет ему быть двуликим.
Диалогическая концепция Бахтина.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.