Необходимо обратить внимание на такой вопрос, как связь иерархии испытаний с иерархической структурой сложной технической системы. Иерархическая структура сложной технической системы, в общем виде (см. рисунок 1.9.1.) представляет собой совокупность элементов, узлов, агрегатов, подсистем и систем, объединенных специфическими для каждой СТС связями. Все эти слагающие системы отранжированы, т. е. занимают свое особое место, определяемое степенью их сложности, назначением и видами взаимодействия с другими слагающими систему объектами. При этом вверх по иерархической структуре располагаются более сложные ее слагающие, являющиеся совокупностью более простых объектов объединенных для выполнения общей задачи. Понятно, что состав и взаимосвязи любого «этажа» этой структуры являются следствием назначения и задач объекта более высокого (на один шаг) вверх по иерархической структуре. Таким образом, формирование технического задания на проектирование СТС и само ее проектирование неизбежно должно происходить в направлении от сложного к более простому, хотя этот процесс и не так уж однозначен. Планирование испытаний в общем виде повторяет процесс формирования и разработки системы поэтому, как правило, планы испытаний составляются сверху - вниз (по иерархической структуре). Проведение же испытаний по необходимости должно следовать снизу - вверх. Это определяется тем, что проверка на соответствие НТД более высокого этажа структуры имеет смысл только после того, как этот вопрос выяснен для более низкого уровня иерархии. Вышесказанное необходимо воспринимать не как жесткое правило, а как тенденцию проведения испытаний.
Испытания не являются каким-то изолированным процессом, а неразрывно связаны с процессом проектирования и представляют одну из неотъемлемых и важнейших его фаз. При этом по мере повышения требований к тактическим характеристикам летательных аппаратов роль испытаний в процессе проектирования становится все более значительной. Известно, что при разработке современных ЛА, примерно до 40% всех возникающих в процессе проектирования проблем решается при помощи испытаний. Это приводит к тому, что стоимость испытаний по отношению ко всем затратам на проектирование и изготовление систем неуклонно возрастает.
Приведенные данные наглядно свидетельствуют о том, что основным фактором, определяющим стоимость и, что самое главное, сроки разработки проектируемых технических систем, являются испытания. Поэтому задача сокращения сроков разработки и стоимости проектируемых объектов, в основном сводится к задаче оптимального планирования испытаний, т. е. к задаче определения оптимального объема, содержания и последовательности испытаний.
Так как сложные технические системы в процессе проектирования и разработки проходят всю гамму возможных испытаний от простейших контрольных до наиболее сложных стендовых и, наконец, натурных испытаний, то планирование должно быть комплексным, т. е. охватывать весь цикл испытаний, проводящихся на всех этапах конструктивной разработки системы.
В результате комплексного планирования представляется возможным произвести рациональное разбиение общей программы испытаний на частные программы, определить цели и объем частных испытаний, установить критерии их законченности и готовности объекта испытаний для перехода к высшим уровням испытаний.
В математической постановке планирование испытаний, т. е. составление комплексной программы, сводится к задаче оптимального синтеза процесса
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.