Правовое и экономическое регулирование охраны вод и рационального водопользования.
2. Выполните задания:
1. Рассмотрите таблицу 1. Отметьте, из чего слагаются запасы воды в разных частях гидросферы.
2. Изучите таблицу 2. Обратите внимание на общее и безвозвратное потребление воды и ее распределение по континентам.
3. Рассмотрите рисунок 1. Дайте характеристику схемам водоснабжения предприятий различного типа.
4. Определите понятие водного хозяйства, его структура. Водопотребление и водопользование.
Задание 1
Составьте схемы круговорота углерода в водной и наземной экосистемах. Перечислите названия входящих в их состав организмов.
Цветными стрелками покажите:
– направление движения углекислого газа, поглощаемого зелеными растениями;
– направление движения углерода от растения по пищевым цепям к консументам первого порядка;
– выделение углекислого газа в атмосферу.
Составьте пояснительный текст к схеме с описанием круговорота углерода. В чем опасность повышения концентрации углерода в атмосфере?
Задание 2
Составьте схему круговорота азота, обозначив разными стрелками:
– движение азота к растениям от мест его фиксации (бобовые растения, промышленность, атмосферные электроразряды);
– движение органических азотосодержащих соединений по цепям питания – к растениям, животным, бактериям, фиксирующим его;
– выделение неорганических азотных соединений в окружающую среду.
Составьте пояснительный текст к схеме и дайте ответы на вопросы:
1. В каком виде растения могут поглощать азот?
2. Как газообразный азот может быть "связан" и как он может поступить в растения?
3. Какова роль клубеньковых бактерий на корнях бобовых растений в круговороте азота?
Задание 3
В 1990 г. концентрация С02 в атмосфере составляла 340 мг/кг. Известно, что концентрация С02 в атмосфере ежегодно увеличивается на 0,5%. Постройте зависимость концентрации С02 в атмосфере от времени. По ней составьте следующие прогнозы:
– на сколько увеличится концентрация С02 в атмосфере к 2050 г.;
– в каком году концентрация С02 увеличится в два раза, т. е. можно ожидать потепления климата на 3–5°С.
Задание 9
1. Заполните таблицу «Состав воды»
Воды |
Концентрация растворенных веществ |
Состав воды |
||
хлориды |
сульфаты |
карбонаты |
||
Пресные |
||||
Морские |
Задание 4
Заполните таблицу Последствия антропогенного воздействия на природу
Последствия человеческой деятельности в природе: |
Примеры |
Какие происходят изменения природных экосистем, их видового состава? |
Ваши предложения по улучшению экологической ситуации |
1 |
2 |
3 |
4 |
Обратимые: |
|||
Необратимые: |
|||
1. Возникновение стихийных свалок бытовых отходов.
2. Выращивание монокультур (пшеница, рис, кукуруза, соя, сахарный тростник) на обширных территориях.
3. Вырубка леса для выращивания сельскохозяйственной продукции и строительства жилья на освободившейся площади.
Задание 5
Заполните таблицу «Последствия антропогенного воздействия на природу»
Последствия человеческой деятельности в природе: |
Примеры |
Какие происходят изменения природных экосистем, их видового состава? |
Ваши предложения по улучшению экологической ситуации |
1 |
2 |
3 |
4 |
Обратимые: |
|||
Необратимые: |
|||
1. Интенсивная охота, рыболовство и сбор редких видов растений.
2. Использование пестицидов.
3. Осушение болота или создание искусственного водохранилища.
Задание 6
1. Заполните таблицу «Взаимодействие человека и природы на различных этапах развития общества»
Этапы взаимодействия общества и природы |
Особенности природопользования |
Принятое название экологического кризиса |
Последствия кризиса |
Культура охотников и собирателей |
|||
Культура древних земледельческих цивилизаций |
|||
Культура технической цивилизации |
2. Основные направления охраны водных ресурсов РБ от загрязнения и истощения.
Задание 7
1. Заполните таблицу «Рациональное использование природных ресурсов»
Природные ресурсы |
Направления рационального природопользования |
|||
методы восстановления природного ресурса |
комплексное использование природного ресурса |
вторичное использование природного ресурса |
природоохранные мероприятия |
|
Водные ресурсы |
||||
Земельные ресурсы |
||||
Полезные ископаемые |
||||
Растительный мир |
||||
Животный мир |
2. Нормативно-правовая охрана вод в Беларуси.
Задание 8
1. Запишите в таблице примеры рационального и нерационального природопользования.
Таблица 1 – Примеры рационального и нерационального природопользования
Рациональное природопользование |
Нерациональное природопользование |
2. Охрана водных ресурсов в РБ.
Задание 13.
1. Составьте схему классификации природных ресурсов по различным признакам.
2. Дайте характеристику состояния воздушной среды в Беларуси.
Задание 10.
Составьте и заполните таблицу «Свойства и показатели качества воды»
Характеризуемые компоненты |
Содержание компонента |
Характеристика |
Физические свойства |
||
Органолептические показатели |
||
Гидробиологические показатели |
||
Показатели санитарной оценки качества воды |
2. Понятие о природопользовании и охране природы.
Задание 11.
1. Составьте и заполните таблицу «Химический состав атмосферы
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.