роль в человеческом бытии); социологию культуры (исследует процесс функционирования культуры в обществе); культурную антропологию (изучает взаимоотношения человека и культуры); прикладную культурологию (исследует организацию и технологию культурной жизни общества).
При подготовке ответа на первый вопрос советуем использовать указанное сочинение С. Н. Иконниковой (с. 6–17), издания: Культурология / Под ред. А. А. Радугина (с. 14–26) и Культурология / Под ред. Г. В. Драча (с. 9–22).
Отвечая на второй вопрос, надо подчеркнуть, что существуют сотни определений культуры. Это связано:
— с многообразием значений самого понятия “культура”;
— с многообразием феноменов, находящихся в смысловом поле категории культуры;
— с многокачественностью феномена культуры;
— с разнообразием определений культуры, обусловленным принципиально различными способами ее понимания. Можно выделить описательные, исторические, нормативные, психологические, структурные, генетические определения культуры.
В качестве итогового определения культуру можно понять как совокупность искусственных объектов, созданных людьми в дополнение к природным, усвоенных форм человеческого поведения и деятельности, структуру символических обозначений окружающего мира. При подготовке ответа на этот вопрос советуем использовать указанные работы М. С. Кагана (с. 10–34) и А. С. Запесоцкого (с. 12–48).
Темы докладов и рефератов
1. Культурология в системе гуманитарных наук.
2. Перспективы развития культурологического знания.
3. Взаимодействие культурологии с другими науками.
4. Основные этапы развития культурологии как науки.
5. Теоретическая, историческая, прикладная культурология.
Тема 2. Становление и развитие культурологического знания
Занятие 1
1. И. Г. Гердер — культуролог эпохи Просвещения.
2. Г. В. Ф. Гегель о культуре как саморазвитии Абсолютного Духа.
3. Эволюционизм Э. Тайлора.
4. Ф. Ницше о кризисе европейской культуры.
Литература
Основная
Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. М., 1977. Т. 3: Философия Духа. Разд. III: Абсолютный Дух.
Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977. Кн. 4.
Иконникова С. Н. Очерки по истории культурологии. СПб., 1998.
Ницше Ф. Антихрист // Ницше Ф. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 2.
Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М., 1989. Гл. I: Наука о культуре; Гл. II: Развитие культуры.
Философия культуры. Становление и развитие. СПб., 1998. Гл. 3. § 3. Проблема культуры в философии жизни; Гл. 2. § 4. “Природа” и “Свобода”.
Дополнительная
Иконникова С. Н. История культурологических учений: В 3 ч. СПб., 2001.
Соколов Э. В. Культурология: Очерки теорий культуры. М., 1994.
Шендрик А. И. Теория культуры. М., 2002.
Энциклопедический словарь по культурологии / Под ред. А. А. Радугина. М., 1997.
Отвечая на первый вопрос, надо подчеркнуть, что западноевропейские просветители XVIII века (Вольтер, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо) понимали культуру как произведение человеческого разума, верили в единые законы природы, общества и истории. Раскрывая мировоззрение немецкого философа И. Г. Гердера (1744–1803), необходимо выделить следующие моменты:
— он одним из первых заложил научные основы теории культуры;
— он верил в естественность законов общественного развития, высшая цель которого — гуманность и совершенствование человека;
— человек — искусно построенная машина, наделенная предрасположенностью к полноте существования;
— культура — это единство языка, науки, ремесла и искусства, религии, причем главными моментами выступают разум, человечность и религия;
— особая роль отводится языку как выражению человеческого духа.
При подготовке ответа на этот вопрос необходимо использовать указанный труд Гердера (с. 81–115) и названную книгу С. Н. Иконниковой (гл. “Иоганн Готфрид Гердер — культуролог эпохи Просвещения”, с. 18–31).
Отвечая на второй вопрос, необходимо отметить, что Г. В. Ф. Гегель (1770–1831) — великий немецкий философ, создавший всеобъемлющую философию культуры на базе объективного идеализма. Сущностью культуры, по Гегелю, является “движение Всеобщего разума от “чистой логики” к философии природы и формам человеческого духа”: Гегель прослеживает движение человека через антропологические характеристики, семью, нравственность, государство к культуре как выявлению высших форм духовности. На вершине развития возникает Абсолютный Дух, который в формах искусства, религии и философии достигает полного самосознания и познания Божественного.
В процессе подготовки ответа на вопрос советуем использовать названную работу Гегеля (с. 382–408) и гл. 2, § 4 “Природа” и “Свобода” в книге “Философия культуры. Становление и развитие” (с. 58–68).
Отвечая на третий вопрос, следует уяснить, что английский культуролог Э. Б. Тайлор (1832–1917) — представитель направления эволюционизма (Л. Морган, Д. Фрезер, М. Ковалевский), которое исходит из того, что природа и человек подчиняются одним и тем же законам развития — от низшего к высшему
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.