ТЕМА: МЕТАФИЗИКА И ОНТОЛОГИЯ
ЦЕЛЬ: показать обусловленность смысла категории бытия конкретно-историческими особенностями жизнедеятельности человека.
ЗАДАЧИ:
- показать соотношение понятий «бытие», «субстанция», «материя» в различных философских системах;
- охарактеризовать представление современной науки о строении, видах и свойствах материи;
- выявить соотношение понятий «движение» и «развитие», «движение» и «отражение»;
- показать соотносительность пространства и времени, различие субстанционной и реляционной концепций пространства и времени;
- охарактеризовать философскую сущность диалектики, ее принципы, законы и категории.
ПЛАН:
1. Метафизика и онтология – основные стратегии познания бытия. Изменение статуса метафизики в истории философии.
2. Проблема интерпретации бытия в классической и неклассической философии.
3. Категория материи. Эволюция представлений о материи в философии и науке.
4. Движение и развитие как атрибуты бытия.
5. Отражение как атрибут материи.
6. Пространственно-временная структура бытия. Субстанциальная и реляционная концепция пространства и времени в природе и обществе.
7. Диалектика как философская концепция развития. Исторические формы диалектики. Принципы, законы и категории диалектики.
1. Метафизика и онтология – основные стратегии познания бытия.
1.1. Понятие метафизики. Изменение статуса метафизики в истории философии.
Термин метафизика ввел первый издатель сочинений Аристотеля Андроник Родосский ( 1 век до н.э.). Он расположил группу трактатов, в которых рассматриваются недоступные чувствам и раскрывающиеся только разуму первоначала бытия, после «Физики». Отсюда и происхождение термина, а также его буквальный смысл – «то, что идет после физики».
В рамках классической философии (вплоть до 18 века) под метафизикой понимали учение о сверхчувственных основах и принципах бытия. В таком понимании предмет метафизики был достаточно многообразен: от умопостигаемого рационального Логоса мироздания до христианского триединого Бога. При этом метафизика выступала в качестве альтернативы натурфилософии, ориентированной на изучение чувственно воспринимаемого мира. Позднее, благодаря Р. Гоклениусу (1613), за учением о бытии в философии прочно закрепляется термин онтология. Поскольку же онтология служила основополагающей частью классической философии, то нередко имело или имеет место отождествление не только понятий метафизика и онтология, но в определенных контекстах и понятий метафизика, онтология, философия.
Гегель первым обосновывает идею метафизики как метода мышления, которая получает дальнейшее развитие в неклассической философии. Начиная с первой четверти 19-го века за метафизикой прочно утверждается статус спекулятивного метода философского мышления. Теперь, нередко приравниваемая к схоластике, метафизика рассматривается то как альтернатива диалектике, то как альтернатива эмпиризму, но любом случае она является предметом ожесточенной критики.
В постклассической традиции (со второй половины 20-го века) метафизика – это классическая философия (прежде всего идеалистическая) с ее презумпцией тождества бытия и мышления. Термин метафизика начинает использоваться в исключительно нетрадиционных аспектах, например, «метафизика без онтологии» или «метафизика как глубинная грамматика».
Как бы не менялся в истории философии статус метафизики, неизменной для нее всегда оставалась неразрывная связь с проблемой бытия. В современной философии идет различение спекулятивной и индуктивной метафизики. При этом признается ориентированность спекулятивной метафизики на исключительно мысленный путь получения знаний о вещах, лежащих по ту сторону опыта, на поиск некоего высшего трансцендентного принципа, за индуктивной же метафизикой утверждается
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.