Н.В. Гоголь (1809 – 1852)
Начало творческого пути. Гоголь приезжает в Петербург в 1828 г. Ни денег, ни знакомств, долго ищет работу, наконец, устраивается писцом. В 1829 издает поэму «Ганц Кюхельгартен», написанную еще в гимназии, под псевдонимов В. Алов. В духе германского романтизма, в основе – путешествие героя в поисках счастья, а оно оказывается осталось дома – простая деревенская девушка любит его. То есть счастье рядом, но это нужно понять, его нужно обрести. Провал был страшный, ругали все. Гоголь скупил весь тираж и сжег.
Обратился к другому материалу, понятному и знакомому. Начал писать прозаические повести на украинском материале. Украина в это время далека от России, совершенно другой мир, бытовой, языковой. Занялся этой темой, но знает жизнь далеко не так хорошо, полное отсутствие реального жизненного опыта. Когда начинает писать, засыпает родных письмами с просьбой описать обычаи, традиции, национальную одежду, еду, поверья и т.д.
В это время, 20-ые годы 19 в., появилась новая мода на украинское. Сознательно сориентировался на потребность литературы в фольклоре (все сейчас пишут сказки). Интеллектуальный читатель тянется к романтизму, к экзотике. Сначала интересовала далекая экзотика (Байрон), потом заинтересовала близкая. Сначала – Кавказ, далекий и чужой, непонятный и незнакомый. Потом Украина, которая и экзотична и близка. Гоголь выступил как романтик, но особого типа не пушкинский, не германский, не байроновский, где герой – необыкновенная, исключительная личность. Гоголь не ошибся, вещь, построенная на фольклорном, украинском материале, имела бешеный успех.
Успех начался еще в типографии. Хохотали все, не только потому что смешно, но и от удовольствия. В восторге был Жуковский, Пушкин. Приняли почти все. Был, например, критик, украинец по национальности, указавший на бытовые ошибки. И все-таки небывалый успех. Дело не в мастерстве, а в способе его подачи. Сочетание сугубо литературной романтической манеры с народным сказом (просторечье, иллюзия устной речи).
«Вечера на хуторе близ Диканьки»дают массу личностей, но все они сходятся в чем-то одном. Гоголь рисует не образ личности, а образ племени, народа, народности. Гоголевский романтизм держится на понятии романтической народности. Это предполагает обязательный интерес к фольклору, а это экзотическая, то есть необычная, необыкновенная красота. Гоголь не боится преувеличений: редкая птица долетит до середины Днепра.Это фольклорное преувеличение, но этого не знают другие. Появляется фантастика, и обыкновенная жизнь вдруг выглядит необыкновенной. Характеры героев рисуются яркими красками: молодость, сила, смелость решительность, им противостоят трусость, преступность.
«Вечера на хуторе близ Диканьки», 1-й том – 1831, 2-ой – 1832.
1 том: Сорочинская ярмарка.
Вечер накануне Ивана Купалы.
Майская ночь.
Пропавшая грамота.
2 том: Ночь перед Рождеством.
Страшная месть.
Иван Федорович Шпонька.
Заколдованное место.
Гоголь называл их былями, небылицами, болтовней, побасенками. Все повести строятся на смешении фольклорных и литературных начал. «Вечера» неслучайно открывает «Сорочинская ярмарка», это яркая картина самобытной жизни. Мир Гоголя красочен, многоцветен, за ним – ощущение полноты жизни. Молодость, веселье, праздник наполняют повесть и разлиты по всей книги. Но уже здесь, в первой повести, появляется мотив грусти, печали: танцующие, как марионетки, механические куклы, старухи на свадьбе в конце повести.
Г.А. Гуковский замечает, что за прелестью и весельем сказки стоит тоска о том, что это только мечта. «Вечера» - светлая книга, но все же в ней есть вторая мелодия печали. Печаль по мечте неосуществимой, иллюзорной. Светлый мир построен воображением автора, а за его пределами – огромный и угрюмый мир, где нет того, что есть в книге.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.