Л.Н. Толстой (1828-1910)
Ему необходима была такая долгая жизнь, это человек пути. И каждое произведение – это шаг на этом пути. Это не просто художественный поиск, а поиск нравственных истин через художество. Это субъективный путь Толстого. Одновременно путь Толстого имеет исторический, социальный путь. Толстой, аристократ по рождению, землевладелец. До 80-Х годов Толстой придерживается дворянских убеждений и очень ценит свои дворянские привилегии. Толстой после «Войны и мира» начинает думать о том, что необходимо найти какое-то хозяйственное сотрудничество, хозяйственный синтез интересов дворянства и крестьянства (хозяйственный – конкретный). И это отразится в «Анне Карениной» - Левин.
С самого начала 80-х Толстой отказывается от этих планов сотрудничества. Он уверен, что есть только одна правая сторона – крестьяне. И Толстой с абсолютной последовательностью разрывает с интересами своего класса, порывает с дворянством и становится выразителем идей крестьянства.
Толстой переходит с одного конца цепи на другой ее конец. От дворянского полюса через мечты соединения к крестьянскому полюсу. Общее – патриархальность. Толстой начинает с позиции патриархального дворянства, переходит на позиции патриархального христианства.
Родился в Ясной Поляне в дворянской семье, хранившей дворянские традиции, хотя и обедневшей. 4 брата и сестра. Отец больше не женился после смерти жены. После его смерти дети оказались на попечении тетки Т.А. Ергольской. Не было правильной семьи, не было правильного воспитания, а была природа, богатая и многообразная усадьба, была определенная предоставленность самому себе.
«Евгения Онегина» прочитал случайно в 18 лет, не было правильного литературного воспитания. Был широкий мир, и больше всего молодого Толстого интересовали нравственные вопросы. Любимый писатель Жан-Жак Руссо. Литературные занятия – дневники, но они ради самоусовершенствования. Эта свобода внесла в жизнь Толстого некоторую несобранность. Долго искал себя.
Переехали в Казань, поступил в университет. Он хорошо учился до той поры, пока не глубоко изучал предметы. Первый год – факультет восточных языков, второй – словесности. Он решил учиться жить сам.
1847 г. вернулся в Ясную Поляну. Главное дело – это хозяйство, во-вторых, самообразование, не только филологическое, литературное, но и математика, география, медицина и самоусовершенствование. Для контроля над самим собой понадобился дневник. Его планы оказываются невыполнимыми. Уезжает отдыхать в Тулу: цыгане, карты («Живой труп»), загулял, страшно недоволен собой. Не знает, как изменить жизнь.
1851 г. в Ясную Поляну приехал старший брат в отпуск и посмотреть, как живет младший брат. Уговорил его ехать на Кавказ, где тот служил и Толстой едет. Уехал неожиданно и документов не сделал для армии. Пробыл на Кавказе около 3-Х лет (2 года и 7 месяцев). Серьезные проблемы с документами. Раньше они сгорели, Толстой уехал на Кавказ, не успев оформить новые. Отсюда проблемы с зачислением в армию, отсутствие денег, участвует в боях, не получая за это ни отличия, ни наград, он вообще не числится в армии. Очень длительный и унизительный процесс оформления, позднее перевода из солдат в офицеры.
Событие произошло как будто бы случайно, но оно показывает, как они вообще происходят в жизни Толстого. Он обычно медлил с решениями, как будто ждал случая. Толстой мог принимать решения, но он считал, что его надо принимать не головой, а всем существом. Для такого решения он обычно ждал случая, когда все сходилось: и головное, и сердце.
Кавказ для Толстого много значит. 1) Он полюбил кавказскую природу. Толстой любит природу во всех ее проявлениях, и Кавказ открыл для него природу во всех красках.
2) Толстой увидел настоящее дело (война). Он столкнулся с опасностью впервые. Война проявляет человека, каждый человек обнаруживается, обостряется чувство жизни. Впервые, встретившись с войной, Толстой понял серьезность жизни.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.