Многовековая, сложная и, поэтому, не до конца изученная история православного богослужения началась во времена апостольские, в самом начале испытывая определенное влияние ветхозаветного богослужения. В основном Устав богослужения сформировался к 16-му веку, но различными богослужебными чинопоследованиями и песнопениями он продолжает пополняться и по сей день.
Влияние ветхозаветного богослужения на формирование новозаветного христианского богослужения было закономерным. Как известно из Св. Писания, Господь Иисус Христос и первые Его ученики были иудеями – они участвовали в ветхозаветном богослужении и соблюдали соответствующие религиозные обычаи. Это богослужение и обычаи в свое время были установлены Самим Господом. До пришествия на землю Сына Божия и установления Им Нового Завета и Новой Церкви они являлись высочайшим обрядовым проявлением религиозности и были, в своем роде, спасительными.
Ветхозаветное богослужение разделялось на храмовое, где совершались жертвоприношения, сопровождаемые игрой на музыкальных инструментах и пением, и синагогальное, где читалось и истолковывалось Св. Писание. В устройстве храма и совершении богослужения можно найти следующие параллели между церквями ветхозаветной и христианской: внутренне устройство храма (разделение на притвор, среднюю часть, алтарь), возжжение светильников, каждение, моление в определенное время суток, чтение книг Священного Писания и толкование прочитанного, пение псалмов и гимнов и др.
i 4., вып. 1, с.3-4, 7-10, 14-16.
Переход от ветхозаветного богослужения к новозаветному был постепенным. После Воскресения Господа Иисуса Христа Его ученики еще некоторое время продолжали посещать Ветхозаветный храм, молясь в Соломоновом притворе и проповедуя (Лк. 24, 53; Деяния 3, 1; 5, 21, 42; 20, 7; 22, 17; 24, 18). В домах же верующих совершалось «преломление хлеба», то есть Евхаристия – новое особое богослужение, установленное Иисусом Христом и совершаемое в воспоминание о Нем (Деяния 2, 46). Для 1-го века была характерна харизматическая молитва, то есть молитва, произносимая апостолами, епископами, священниками по вдохновению свыше.
Христианское богослужение этого времени не было ограничено четкими рамками, хотя уже тогда намечалось стремление к его упорядочению, к чему и призывает апостол Павел: «только все должно быть благопристойно и чинно…» (1 Кор. 14, 40). Оно состояло из молитв (в том числе Молитвы Господней), чтения Св. Писания Нового Завета, проповеди, пения псалмов и, возможно, уже христианских песнопений.
i 4., вып. 1, с.17-31, 39-44,
В первой половине 2-го века (135 г.) христианская Церковь полностью и навсегда отделилась от ветхозаветной. Более того – «ветхая» церковь отвергнута и проклята как безблагодатная («сборище сатанинское» Откр. 2, 9). Для времени 1-2 [L.D.2] вв. характерен переход от апостольской свободы к четким нормам и чинопоследованиям. В установленные часы молитвы совершаются определенные службы, например, утреня с Евхаристией. Чины и тексты этих служб не сохранились, кроме «Свете тихий» и некоторых других. [L.D.3] Если в апостольский век христиане были притесняемы от иудеев, то в данный период и до начала 4-го века включительно они претерпевают жестокие гонения со стороны язычников, скрываясь в катакомбах.
i 4., вып. 1, с.45-49, 54-58, 87, 96-99, 115-118.
С начала 4[L.D.4] века (313 г.) христианская Церковь перестает быть гонимой извне, но церковная жизнь возмущается постоянной борьбой с внутренними врагами – ересями. Вследствие этой борьбы выкристаллизовывалось догматическое учение Церкви о Сыне Божьем Иисусе Христе, о Святом Духе, о Пресвятой Богородице. Это учение изложено в духовных песнопениях, которых в данный период становится все больше. К этому времени относится расцвет монашества с наличием особых монашеских молитвенных последований, отличающихся от соборно-приходских.
i 4., вып. 1, с.141-142, 145-150, 158-159, 172-175, 197-201, 208-210, 226-231,
К этому времени в основном уже сложились суточный и годовой богослужебные круги. Также в это время существуют несколько устойчивых типов богослужения, повлиявших на формирование современного Устава. 8-9 века являются временем расцвета церковной гимнографии и систематизации церковных напевов (гласов). Устанавливается иерархия церковных праздников и их количество.
i 4., вып. 1, с.318-319, 362-364, 365-372, 450-453, 457-458.
В 10-й и последующие века богослужение продолжает пополняться некоторыми новыми чинопоследованиями и указаниями (например, «Марковы главы») и службами новопрославленным святым.
i 4., вып. 1, с.459-461, 463, 482-483.
Современный Типикон сформировался под влиянием нескольких Уставов, приходских и монастырских, из каждого восприняв в себя лучшее и спасительное.
К соборно-приходским уставам относится Устав Великой Церкви (храм Святой Софии) в Константинополе с его песненными последованиями и пышным церемониалом. Существовал и Святогробский Устав (в церкви Гроба Господня в Иерусалиме), о котором подробно мало что известно.
Монашеских уставов было два. Наиболее древним является Иерусалимский Устав – Устав Лавры, основанной прп. Саввой Освященным (V век) близ Иерусалима. Для этого устава характерны всенощные бдения накануне воскресных и праздничных дней, четкое различие между праздничными и будничными службами, широкое употребление Псалтири и др.
Другой важный устав – это Устав Студийского монастыря в Константинополе, основанного в V веке. Расцвет этого монастыря приходится на IX век, когда его игуменом был прп. Феодор Студит. В основе этого устава лежит Святогробский Устав, измененный под влиянием Устава Великой Церкви. Для него характерно отсутствие всенощных бдений и часов по воскресеньям и праздникам, а также отсутствие ярко выраженного различия между праздничными и будничными службами.
Отличительные особенности этих двух Уставов обусловлены различными условиями монастырского уклада жизни каждого из монастырей. Насельники Лавры прп. Саввы были отшельниками – они жили вдали от монастыря и друг от друга, приходили в монастырь накануне воскресных дней и праздников. Совершалось бдение, длившееся всю ночь, затем Литургия и общая трапеза, после чего монахи расходились по своим пустынным кельям. Студийский монастырь, находившийся в столице империи близ императорского двора, был общежительным, поэтому монахи имели возможность собираться на церковные службы несколько раз в сутки.
В 9-11 веках в христианской Церкви доминировал Студийский Устав, но уже с 12-го века Вселенская Церковь основывается и ориентируется на Иерусалимский Устав, часто удерживая элементы Студийского Устава.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.