Автомобильная травма
Определение и классификация автомобильной травмы.
Автотравма – совокупность повреждений, причиненных наружными и внутренними частями движущегося автомобиля или возникающие в результате падения из движущейся автомашины.
Автотравма - комплекс повреждений, образующийся в результате динамического контакта движущегося автомобиля с телом человека.
1. Столкновение движущейся автомашины с человеком (наезд): в момент столкновения с автомобилем тело человека находится в вертикальном или близком к нему положении. Одна или обе стопы соприкасаются с дорожным покрытием.
2. Переезд колесом или колесами: тело человека находится в горизонтальном положении (лежит на дорожном покрытии).
3. Травма внутри автомашины: внутри салона легкового автомобиля, общественного транспорта, реже грузового.
4. Падение из движущегося автомобиля: чаще из кузова грузовика, но могут быть падения из кабин легковых автомобилей.
5. Прижатие автомашиной к подвижным или неподвижным предметам (обычно при движении задним ходом).
6. Комбинированная автотравма: сочетание 2-х или более видов из ранее названных (наезд с переездом, падение с последующим переездом).
7. Атипичная автотравма – повреждения, возникающие в результате динамического контакта тела человека с частями и деталями, отделившимися от автомобиля по техническим причинам.
Автомобильное или дорожно-транспортное происшествие – более широкое понятие, чем автотравма. т.е. повреждение может быть, а может и не быть (в кювет, упал груз, машина попала в воду и водитель утонул).
Чаще встречаются первые три вида автотравм.
Все повреждения при автотравме можно подразделить на три группы: специфические, характерные и нехарактерные.
К первой группе относятся повреждения, в виде следов-повреждений и следов-наложений. Их форма отражает конструктивные особенности характерных деталей автомашины. Эти повреждения позволяют идентифицировать тип, а иногда и марку автомобиля. К ним относятся отпечатки протектора, радиатора и его облицовки, отпечатки фар, их ободков, подфарников, некоторых деталей крепления.
Отпечаток протектора колеса автомобиля представлен следами-повреждениями и следами-наложениями. Первые представлены кровоподтеками и ссадинами. По механизму различают позитивные и негативные отпечатки. Первые возникают от действия выступающих частей протектора и обусловлены давлением и трением о кожу. Негативные следы отображают углубления протектора и представлены кровоподтеками. Позитивные следы-повреждения представляют собой ссадины.
Указанные следы-повреждения образуются чаще на неприкрытых одеждой частях тела или в участках, покрытых относительно тонким ее слоем. В таких случаях преобладают негативные следы, позитивные представлены отпечатком рисунка ткани одежды.
Следы-повреждения обычно сочетаются со следами-наложениями (пыль, грязь, краска, ржавчина, смазка).
Следует помнить, что в определенных условиях следы наложения могут возникнуть в результате падения пострадавшего на грунт, где имеются такие следы от ранее проехавшей машины (на застывшем гудроне или цементе).
Характерные повреждения обнаруживаются как при наружном так и при внутреннем исследовании. Так в проекции перелома Мессерера возникают линейные или дугообразные ссадины или кровоподтеки, а иногда и рвано-ушибленные раны, располагающиеся, как правило, поперечно к продольной оси конечности. Рвано-ушибленные раны встречаются чаще при на передней поверхности голени, вследствие близкого подлежания кости. В зависимости от скорости движения транспортного средства, его массы, направления травмирующей силы, положения конечности, анатомических особенностей кости на данном участке вместо клина может образоваться косой или оскольчатый перелом. Однако и в этом случае характерно веерообразное расхождение трещин в направлении к месту приложения травмирующей силы. В мягких тканях вокруг перелома постоянно обнаруживаются размозженные мышцы, а также кровоизлияния.
1. Столкновение (возможны 3 варианта: передней, боковой или задней поверхностью движущегося авто). При этом возникают взаимные повреждения автомобиля и тела человека (со стороны автомобиля – вмятины и деформация капота, крыльев, повреждения лобового стекла, фар, подфарников и т.д.). Механизм наезда при экспертизе разбивается на несколько фрагментов:
- Удар выступающими частями автомобиля (бампер, облицовка радиатора, ободки фар и подфарников, капот, крылья, у грузовиков – борт, кузов, подножка кабины и т.д. - 1 группа повреждений).
- Заброс тела пострадавшего на капот. Этот механизм возможен в случаях столкновения с легковым автомобилем при условии нанесения первичного удара ниже уровня расположения центра тяжести. Если удар наносится на уровне центра тяжести, то заброс на капот отсутствует и тело отбрасывает по линии траектории движения транспортного средства. В случае локализации места первичного соударения выше центра тяжести тело «пластом» падает на дорожное покрытие.
- Общее сотрясение тела.
- Удар и скольжение по дорожному покрытию.
1 группа повреждений из-за наиболее выступающих частей авто – бампер передний и задний – у легковых автомобилей, передний – у грузовиков. Бампер у легковых автомобилей ближе к проезжей части, чем у грузовиков. Бамперы у легковых автомобилей ударяют обычно в верхнюю или среднюю треть голени, у грузовиков – в нижнюю или среднюю треть бедра. Фары легковых авто ударяют в верхнюю треть бедра, грузовых – в тазовую область.
Чаще всего эти дела сопровождаются переломом костей голени или бедра. Эти переломы называются «бампер-переломами». Однако такое название не совсем корректно, ввиду того, что подобный перелом может возникнуть и в результате других механизмов, в основе которых лежит деформация изгиба. Так, например, удар тупым твердым предметом со значительной массой в область бедра сопровождается аналогичным переломом.
По своей сути бампер-перелом является поперечно-оскольчатым с крупным отломком неправильной ромбовидной формы. Если смотреть сбоку, то создается впечатление, что этот отломок имеет форму клина, основание которого указывает на место приложения травмирующей силы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.