Хендерсон известна так же своим определением сестринского ухода: "Уникальная функция медсестры заключается в оказании помощи индивиду, больному или здоровому, в выполнении таких мероприятий, содействующих сохранению или восстановлению здоровья, которые он мог бы обеспечить себе сам, если бы имел необходимые для этого силы, волю и знания"
Сестринский процесс – научный метод организации и оказания сестринской помощи, выполнения плана ухода за терапевтическими пациентами, исходя из определенной ситуации, в которой находятся пациент и медицинская сестра.
Результаты исследования, проведенного ЕРБ ВОЗ, свидетельствуют: «Суть сестринского дела состоит в уходе за человеком и в том, каким образом сестра осуществляет этот уход. В основе этой работы должна лежать не интуиция, а продуманный и сформированный подход, рассчитанный на удовлетворение потребностей и решение проблем... »[1]
Цель сестринского процесса:
· своевременно выявлять настоящие и потенциальные проблемы;
· удовлетворять нарушенные жизненно важные потребности пациента;
· оказывать психологическую поддержку пациенту;
· поддерживать и восстанавливать независимость пациента в удовлетворении ежедневных потребностей его повседневной деятельности;
· обучать пациентов и его родственников уходу и самоуходу.
Сестринский процесс при язвенной болезни
I этап: Сбор информации
Для планирования правильного ухода и выявления потребностей пациента медицинской сестре необходимо получить как можно больше информации о состоянии пациента и течении его болезни. Медицинская сестра проводит сестринский осмотр, исследования пульса, АД, ЧДД, tºC, в результате чего выявляется объективная информация о пациенте.
При осмотре медицинская сестра обращает внимание на цвет кожи, состояние слизистых оболочек, состояние подкожно-жирового слоя, изменения настроения, двигательной активности.
При распросе медицинская сестра выслушивает жалобы пациента, узнает об образе жизни пациента; длительности и характере течения заболевания; причине, по мнению пациента вызвавшей заболевание; аллергических реакциях; наследственности; перенесенных заболеваниях; психологическом настрое пациента на выздоровление,.. Данная информация может поступить от пациента лично или его родственников и считается субъективной.
Типичные жалобы пациентов при язвенной болезни:
- Боль в области желудка (ранние, поздние, «голодные», ночные)
- Изжога
- Тошнота
- Рвота
- Отрыжка кислым
- Запоры
- Похудание
II этап: Выявление проблем пациента
На данном этапе выявляются нарушенные потребности и проблемы пациента.
Возможные нарушенные потребности:
физиологические:
- есть (ограничение в диете)
- пить (необходимость ограничения приема жидкости, жажда)
- выделять (запоры)
- спать (ночные боли)
- двигаться (боль в эпигастрии)
- быть здоровым (заболевание)
- избегать опасностей (возможность развития осложнений)
психо-социальные:
- нарушение самореализации (изменение образа жизни)
- работать (ограничение трудоспособности)
Возможные проблемы пациента:
Физиологические:
- боль
- слабость
- изжога
- запор
- тошнота
- рвота
- отрыжка кислым
- снижение физической активности
- головокружение
Психологические:
- депрессия из-за приобретенного заболевания
- недооценка тяжести состояния
- дефицит знаний о болезни
- дефицит самообслуживания
- изменение образа жизни
Социальные:
- снижение трудоспособности
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.