Особенности сестринской деятельности при язвенной болезни. Участие медицинской сестры в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах, страница 10

Хендерсон известна так же своим определением сестринского ухода: "Уникальная функция медсестры заключается в оказании помощи индивиду, больному или здоровому, в выполнении таких мероприятий, содействующих сохранению или восстановлению здоровья, которые он мог бы обеспечить себе сам, если бы имел необходимые для этого силы, волю и знания"

Сестринский процесс – научный метод организации и оказания сестринской помощи, выполнения плана ухода за терапевтическими пациентами, исходя из определенной ситуации, в которой находятся пациент и медицинская сестра.

Результаты исследования, проведенного ЕРБ ВОЗ, свидетельствуют: «Суть сестринского дела состоит в уходе за человеком и в том, каким образом сестра осуществляет этот уход. В основе этой работы должна лежать не интуиция, а продуманный и сформированный подход, рассчитанный на удовлетворение потребностей и решение проблем... »[1]

Цель сестринского процесса:

·  своевременно выявлять настоящие и потенциальные проблемы;

·  удовлетворять нарушенные жизненно важные потребности пациента;

·  оказывать психологическую поддержку пациенту;

·  поддерживать и восстанавливать независимость пациента в удовлетворении ежедневных потребностей его повседневной деятельности;

·  обучать пациентов и его родственников уходу и самоуходу.

Сестринский процесс при язвенной болезни

I этап: Сбор информации

Для планирования правильного ухода и выявления потребностей пациента медицинской сестре необходимо получить как можно больше информации о состоянии пациента и течении его болезни. Медицинская сестра проводит сестринский осмотр, исследования пульса, АД, ЧДД, tºC, в результате чего выявляется объективная информация о пациенте.

При осмотре медицинская сестра обращает внимание на цвет кожи, состояние слизистых оболочек, состояние подкожно-жирового слоя, изменения настроения, двигательной активности.

При распросе медицинская сестра выслушивает жалобы пациента, узнает об образе жизни пациента; длительности и характере течения заболевания; причине, по мнению пациента вызвавшей заболевание; аллергических реакциях; наследственности; перенесенных заболеваниях; психологическом настрое пациента на выздоровление,.. Данная информация может поступить от пациента лично или его родственников и считается субъективной.

Типичные жалобы пациентов при язвенной болезни:

-  Боль в области желудка (ранние, поздние, «голодные», ночные)

-  Изжога

-  Тошнота

-  Рвота

-  Отрыжка кислым

-  Запоры

-  Похудание

II этап: Выявление проблем пациента

На данном этапе выявляются нарушенные потребности и проблемы пациента.

Возможные нарушенные потребности:

физиологические:

-  есть (ограничение в диете)

-  пить (необходимость ограничения приема жидкости, жажда)

-  выделять (запоры)

-  спать (ночные боли)

-  двигаться (боль в эпигастрии)

-  быть здоровым (заболевание)

-  избегать опасностей (возможность развития осложнений)

психо-социальные:

-  нарушение самореализации (изменение образа жизни)

-  работать (ограничение трудоспособности)

Возможные проблемы пациента:

Физиологические:

-  боль

-  слабость

-  изжога

-  запор

-  тошнота

-  рвота

-  отрыжка кислым

-  снижение физической активности

-  головокружение

Психологические:

-  депрессия из-за приобретенного заболевания

-  недооценка тяжести состояния

-  дефицит знаний о болезни

-  дефицит самообслуживания

-  изменение образа жизни

Социальные:

-  снижение трудоспособности