Введение
Основные типы и области применения
Элеваторы служат для транспортирования насыпных или штучных грузов по вертикальному или крутонаклонному (60–82° к горизонту) направлению и соответственно разделяют на вертикальные и наклонные. По роду грузонесущего элемента элеваторы бывают ковшовые, полочные и люлечные.
Ковшовые элеваторы применяют для перемещения насыпных грузов — пылевидных, зернистых и кусковых (например, цемента, химикатов, песка, зерна, муки, угля, торфа и т.п.) на предприятиях химической, металлургической и машиностроительной (в литейных цехах) промышленности, в производстве строительных материалов и огнеупоров, на углеобогатительных фабриках, в зернохранилищах, пищевых комбинатах и т. п. Их используют только для подъема грузов от начального до конечного пункта без загрузки и разгрузки.
Ковшовые элеваторы разделяют на стационарные и передвижные, транспортные и технологические, например обезвоживающие, у которых груз в процессе транспортирования освобождается от воды.
Люлечные и полочные элеваторы служат для транспортирования штучных грузов — мешков, ящиков, бочек, а также отдельных деталей на складах, базах, магазинах и предприятиях различных отраслей промышленности. Люлечные и некоторые полочные элеваторы могут поднимать и опускать грузы (например, с одного этажа на другой) с промежуточной загрузкой и разгрузкой.
Для вертикального и крутонаклонного транспортирования некоторых насыпных и мелких штучных грузов применяют двухленточные конвейеры-элеваторы, у которых транспортируемый груз зажимается между двумя лентами, а также четырехцепные конвейеры-элеваторы.
1. Расчёт привода элеватора:
Найдем частоту вращения рабочего органа nро :
,
где V – скорость движения цепи элеватора
D – диаметр приводной звездочки.
Возьмем электродвигатели с частотой вращения:
n1 =1500 об/мин
n2 =1000 об/мин
n3 =750 об/мин
Возможное общее передаточное отношение привода uпр рассчитаем по формуле:
Следовательно, для соответствующего двигателя uпр будет равно:
Uпр.1 общ.=1500/7,16=209,5
Uпр.2 общ.=1000/7,16=139,7
Uпр.3 общ.= 750/7,16=104,7
Мощность на рабочем органе определим по формуле:
, где F – тяговое усилие на элеваторе
Вт
2. Кинематические схемы привода:
Вариант 1. (Червячный редуктор)
Рис 1
КПД привода на схеме рис.1 равен:
hобщ=hрем*hчер1*hчер2*(h)**4=0.97*0.83*0.83*0.99^4=0.642
Требуемая мощность рассчитывается по формуле:
Рдв=Рио/h=1050/0.642=1636 Вт
Двигатель удовлетворяющий требованиям: мощностью 2.2 кВт.
Зная передаточное отношение редуктора и используя предпочтительный ряд передаточных отношений для передач (ГОСТ 2144-76), подберем привод:
,
Где s скольжение и равно 5.1%.
Общее, расчетное передаточное отношение находится из произведения передаточных отношений ременной, червячной и цилиндрической прямозубой передач:
Определим скорость исполнительного органа для рассчитанного передаточного отношения:
Находим ошибку по скорости исполнительного органа:
.
, условие точности выполняется т.к. .
Вариант 2. (Коническо-червячный редуктор)
Рис 2
КПД привода на схеме рис.2 равен:
hобщ=hрем*hчер*hкон*(h)**5=0.97*0.83*0.97*0.99^3=0.75
Требуемая мощность рассчитывается по формуле:
Рдв=Рио/h=1050/0.735=1400 Вт
Двигатель удовлетворяющий требованиям: мощностью 1500 кВт.
Зная передаточное отношение редуктора и используя предпочтительный ряд передаточных отношений для передач (ГОСТ 2144-76), подберем привод:
,
Где s скольжение и равно 6.4%.
Общее, расчетное передаточное отношение находится из произведения передаточных отношений ременной, червячной и цилиндрической прямозубой передач:
Определим скорость исполнительного органа для рассчитанного передаточного отношения:
Находим ошибку по скорости исполнительного органа:
.
, условие точности выполняется т.к. .
Вариант 3. (Червячно-цилиндрический редуктор)
Рис 3
КПД привода на схеме рис.2 равен:
hобщ=hрем*hчер*hкон*hподш^3=0.97*0.83*0.98*0.99^3=0.758
Требуемая мощность рассчитывается по формуле:
Рдв=Рио/h=1050/0.75=1385 Вт
Двигатель удовлетворяющий требованиям: мощностью 1.5 кВт.
Зная передаточное отношение редуктора и используя предпочтительный ряд передаточных отношений для передач (ГОСТ 2144-76), подберем привод:
,
Где s скольжение и равно 7%.
Общее, расчетное передаточное отношение находится из произведения передаточных отношений ременной, червячной и цилиндрической прямозубой передач:
Определим скорость исполнительного органа для рассчитанного передаточного отношения:
Находим ошибку по скорости исполнительного органа:
.
, условие точности выполняется т.к. .
3. Выбор кинематической схемы.
Схема №1
Червячный передача рис.1 является простой в компоновке, достаточно низкая ошибка по передаточному отношению ,но имеет низкий КПД и сложности в настройке червячной передачи.
Схема №2
В данной схеме изображенной на рис.2, простая компоновка, но будет не целесообразно ставить коническое колесо и червяк на один вал, возникнут дополнительные напряжения и сложности с настройкой червяка. Также задействовано верхняя граница передаточного отношения для конической передачи, равное трем, что тоже накладывает свои ограничения.
Схема №3
В схеме изображенной на рис.3 достаточно низкая ошибка по передаточному отношению, высокий КПД (). Исправлена и проблема настройки червячной передачи. Все передаточные отношения взяты в срединах рекомендуемых диапазонов.
В этой схеме используем электродвигатель со скоростью вращения n=750 об/мин, который имеет относительно малые габаритные размеры.
Ременная передача обеспечивает бесшумность работы.
Червячная передача дает возможность использования больших передаточных чисел. Обеспечивает плавность и бесшумность работы, повышенную кинематическую точность, возможность самоторможения, что позволяет не применять дополнительных устройств торможения.
Рис 4, (1,2,3,4 – номера валов; Б – входной вал; Т – выходной вал)
4. Скорости вращения валов и моменты на валах привода.
об/мин
об/мин
об/мин
об/мин
рад/с
рад/с
рад/с
рад/с
Момент на первом валу:
Нм
Момент на втором валу:
Нм
Момент на третьем валу:
Нм
Момент на четвертом валу:
Нм
5. Выбор материалов.
Выбор материала для зубчатых колес.
Для шестерни сталь 40Х, термообработка – улучшение твердость
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.