Имея большой технологический, инженерный потенциал, многие крупные предприятия недостаточно внимания уделяют проблемам управления (обеспечение системного подхода в управлении) и созданию системы управления качеством, позволяющей выпускать качественную продукцию. Инновации, предлагаемые малыми предприятиями, воспринимаются крупными "субконтракторами" без желания, так как руководители крупных предприятий считают, что все то, что есть на их предприятии -это лучшее и научиться чему - либо у малых предприятий и внедрить на своем - нет необходимости".
Несмотря на указанные негативные моменты, российские промышленные МП располагают значительным производственным потенциалом, нуждающемся в раскрытии. Значительное количество обследованных промышленных МП располагает собственными ноу-хау, современными технологиями, позволяющими при должной поддержке предприятия осуществить успешный выход на рынки производственной кооперации, в том числе международные.
Производственная кооперация - деятельность по установлению партнерских отношений между предприятиями с целью совместного выпуска определенной продукции. Субконтрактация - передача подрядных заказов на производство или обработку деталей и комплектующих. Тендер – размещение заказа на условиях конкурса среди исполнителей. Тендер позволяет отобрать исполнителей в соответствие с требованиями заказчика и выбрать наилучшие условия размещения заказа. Практика субконтрактации получила широкое распространение в машиностроении, производстве пластмассовых и резинотехнических изделий, выпуске электронных компонентов и деревообрабатывающем секторе. Заказчикам субконтрактация позволяет:
· снизить себестоимость продукции за счет приобретения более дешевых деталей;
· сократить товарно-материальные запасы;
· сэкономить вложения в основное производство;
· оптимизировать использование ресурсов, сосредоточившись на сборке продукции, контроле качества, маркетинге продукции, НИОКР;
· построить более эффективную организационную структуру предприятия.
Исполнителям субконтрактация позволяет:
· увеличить загрузку основных мощностей;
· гарантировать занятость работникам и автоматически решить проблему сбыта;
· значительно сократить коммерческие расходы, что в совокупности с более низкими накладными расходами позволяет получить большую норму прибыли;
· получить техническую помощь в освоении производства со стороны заказчика;
· работать с несколькими заказчиками, выпуская один тип продукции.
В странах Европейского Сообщества в процессы субконтрактации вовлечено 293 тыс. предприятий, что обеспечивает рабочими местами более 4 млн. чел. Общий объем продукции, произведенный по субконтрактам превысил 350 млрд. евро, что составляет 15% валового продукта стран ЕС.
Наиболее эффективным инструментом поддержки и организации кооперационных/субконтрактных связей между взаимодополняющими производственными предприятиями согласно мировой практике является центр субконтрактации. Деятельность консалтинговых компаний и частных консультантов может также быть весьма эффективна в аспекте организации и внедрения на крупных сборочных предприятиях - контракторах эффективной системы закупок на тендерной основе, что увеличивает шансы малых предприятий на получение субконтрактных заказов.
Опыт успешно функционирующих центров субконтрактации (японских центров поддержки предпринимательства в промышленности, бирж субконтрактации ЮНИДО, субконтрактинговых центров в странах ЕС) во всем мире говорит о том, что эти центры, как правило, выполняют следующие основные функции:
1. Получение, обработка, хранение и обновление информации:
o о производственных возможностях промышленных предприятий и временно свободных производственных мощностях крупных предприятий региона. Эта информация включает в себя данные о производимой предприятием субконтрактной продукции, располагаемом оборудовании, наличие системы управления качеством и т.д.
o о потенциальных заказчиках субконтрактной продукции и услуг (предприятиях, осуществляющих производство сложной продукции, в том числе импортозамещающей; как внутри региона, так и на межрегиональном и международном уровнях).
o о подержанном оборудовании, сдаваемых в аренду производственных помещениях, выделяемых из состава предприятий мощностях и др.
Организация обмена этой информацией - предоставление потенциальным заказчикам достоверной информации о производственных возможностях промышленных предприятий региона, предоставление предприятиям информации о текущих заказах и т.д.
2. Поиск, привлечение субконтрактных заказов для размещения их на производственных мощностях промышленных предприятиях региона.
o Организация и обеспечение участия промышленных МП региона в специализированных ярмарках, выставках, многосторонних встречах предпринимателей с участием внешних заказчиков.
o Взаимодействие с отраслевыми ассоциациями производителей
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.