Основные принципы и этапы анализа хозяйственной деятельности

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Введение

Результативность экономического анализа в значительной мере зависит от тщательно продуманной его организации. Она должна носить научный характер, строиться на плановой основе, основываться на новейших методиках, обеспечивать действенность и эффективность аналитического процесса.

Аналитическая работа входит в служебные обязанности каждого руководителя, каждого менеджера, принимающего управленческие решения. От того насколько рационально распределены обязанности, с одной стороны, зависит полнота анализа, а с другой - предупреждается дублирование одной и той же работы различными службами, более эффективно используется служебное время различных специалистов.

В докладе  использованы работы Барнгольц С.Б. и Савицкой Г.В., в которых освещена организация аналитической работы в современных коммерческих структурах, дана оценка централизованной и децентрализованной организации аналитической работы, показана роль аналитических служб в системе управления современными субъектами хозяйствования.

Основные принципы и этапы анализа хозяйственной деятельности

Аналитическая работа может проводиться централизованно силами самостоятельно выделенного структурного подразделения либо децентрализовано в каждом структурном звене по связанному с выполнением его функций кругу вопросов. На практике чаще всего применяется смешанный принцип «организации аналитической работы, при котором обеспечивается единое методическое руководство ею и обобщение ее результатов в специально выделенном с этой целью подразделении на верхнем уровне управления деятельностью хозяйствующего субъекта, а аналитическая обработка информации и подготовка вытекающих из нее выводов и вариантов управленческих решений входят в обязанности всех структурных подразделений. Такой принцип организации аналитической работы способствует усилению ее оперативности и снижению трудоемкости вследствие использования ответственными исполнителями персональных компьютеров.

Наиболее прогрессивной является такая форма организации аналитической работы, при которой все структурные подразделения хозяйствующего субъекта - линейные и функциональные и все ответственные их исполнители - участвуют в ее проведении по закрепленным за ними пунктам программы анализа.

При этом единство подходов к решению аналитических задач обеспечивается типовыми методиками, а аналитические функции ответственных исполнителей предусматриваются в их должностных инструкциях, что обеспечивает сопоставимость, сводимость результатов анализа на более высоком уровне управления, повышает объективность оценки деятельности внутрихозяйственных подразделений, уменьшает затраты времени на анализ и в итоге способствует повышению его эффективности.

Организация аналитической работы включает следующие этапы:  

1)определение субъектов и объектов АХД, выбор организационных форм их исследования и распределение обязанностей между отдельными службами и подразделениями;

2)планирование аналитической работы;

3)оформление результатов анализа;

4)контроль за внедрением в производство предложений, сделанных по результатам анализа.

Аналитическая работа включает систематически повторяющийся комплексный анализ всех сторон деятельности и их результатов, с одной стороны, и тематические анализы, проводимые эпизодически по мере возникновения необходимости в изучении и принятии решений по конкретному кругу вопросов, - с другой.

Организационные формы АХД на предприятиях определяются составом аппарата и техническим уровнем предприятия.

На крупных промышленных предприятиях деятельностью всех экономических служб управляет главный экономист, который является заместителем директора по экономическим вопросам. Он организует всю экономическую работу на предприятии, в том числе и по АХД.

На средних и мелких предприятиях аналитическую работу возглавляет менеджер планового отдела или главный бухгалтер.

Планирование аналитической работы

Важным условием, от которого зависит действенность и эффективность АХД, является планирование аналитической работы. Правильно составленный план-залог ее успеха и результативности.

Периодичность проведения комплексного анализа зависит от его информационного обеспечения и квалификации участвующих в нем работников.

Так, в крупных компаниях, располагающих современной вычислительной техникой, комплексный анализ всех сторон деятельности с целью оценки их эффективности проводится ежемесячно, и на его основе принимаются управленческие решения по использованию выявленных резервов для укрепления финансовой устойчивости и повышения рентабельности работы.

В средних и малых хозяйствующих субъектах комплексный анализ проводится по укрупненной программе ежеквартально и в полном более детализированном объеме ежегодно с целью составления пояснительной записки к годовому отчету. План комплексного анализа - перечень вопросов, подлежащих освещению в аналитической записке, формы аналитических таблиц и методика их составления - заранее разрабатываются и ежегодно уточняются, с учетом происшедших изменений во внешней и внутренней хозяйственной ситуации. Подготовка отдельных разделов записки распределяется между функциональными и линейными подразделениями приказом руководителя хозяйствующего субъекта, причем устанавливаются обязательные предельные сроки завершения подготовки этих разделов и передачи материалов руководителю аналитической службы для изучения и обобщения.

В хозяйствующих субъектах, составляющих ежедневные балансы, например в коммерческих банках, комплексный анализ проводится ежедневно по заранее установленному набору показателей, колебания значений которых могут происходить ежедневно и влиять на платежеспособность и финансовую устойчивость. Программа анализа, постепенно расширяется и углубляется по мере увеличения продолжительности хронологического периода, который он охватывает, т.е. при его проведении за месяц, квартал, год.

При подготовке программы комплексного анализа изучается потребность в аналитически отработанной информации для выполнения отдельных функций управления на разных его уровнях. В результате уточняются содержание, объем и сроки передачи аналитически обработанной информации хозяйственным руководителям на каждый уровень управления исходя из принципа постепенного агрегирования, т.е. сжатия информации по мере ее удаления от места проведения

Похожие материалы

Информация о работе