17. Эффект дохода и эффект замещения.
Эффект дохода – результат воздействия изменения цены на реальный доход потребителя и соотв-но на кол-во покупаемых благ. Эффект дохода определяется той частью прироста величины спроса, которая возникла в рез-те увеличения реального дохода потребителя при снижении цены на благе.
Эффект замещения имеет место в тех случаях, когда снижение цены на данный товар увеличивает спрос на данный товар за счет отказа от покупки других благ, ставших для покупателя относительно более дорогими.
Эффект замещения имеет место в тех случаях, когда снижение цены на один товар увеличивает спрос на него за счет отказа от покупки других благ, ставших относительно дорогими
15. Общая и предельная полезность. Проблема оценки полезности в кардинализме и ординализме. Закон предельной полезности. Предельная полезность и спрос.
Полезность – это удовлетворение, которое получает потребитель при использовании блага.
Основные положения теории полезности:
- оценка полезности блага всегда субъективна;
- потребители оценивая блага учитывают степень его редкости и значимость той потребности, которое оно удовлетворяет;
- полезные блага зависят от степени развития потребности и уровень её удовлетворения на данный момент.
Предельная полезность (МИ) – полезность, которую извлекает потребитель из каждой дополнительной единицы блага.
Закон убывающей предельной зависимости:
с увеличением потребления кол-ва блага, его предельная полезность уменьшается.
Общая полезность (ТИ) – опред-ся как сумма предельных полезностей всех включенных благ.
Ед-ца продукции |
Полезность |
|
Предельная МИ |
Общая ТИ |
|
1 |
10 |
10 |
2 |
6 |
16 |
3 |
2 |
18 |
4 |
0 |
18 |
5 |
-5 |
13 |
ТИ МИ
18 10
0
15
10
-10
1
2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6
Общая полезность увеличивается до тех пор, пока предельная положительна. Темп увеличения ТИ с становлением каждого нового блага замедляются, а МИ – убывает.
Количественное измерение полезности наз. кардиналистский подход (измерения полезности в ютелях).
Порядковая – теория основанная на определении относительных полезностей набора благ и выявлений тех, которые обладают наибольшей полезностью.
Основными инструментами этой теории явл кривые безразличия и бюджетные ограничения.
16. Максимизация полезности. Кривые безразличия и их св-ва. Бюджетные ограничения потребителя: влияние дохода и цен. Бюджетная линия потребителя. Положение равновесия потребителей.
Взвешенной предельной полезностью (МИ на 1 ден ед) наз отнош-е предельной полезности блага к его цене (Р).
Правило максимизации полезности требует, чтобы потребитель при распределении своего дохода обеспечения равенство взвешенных предельных полезностей входящих в приобретаемый набор: МИ1/Р1=МИ2/Р2=…=МИn/Pn
Кривая безразличия показывает все возможности комбинации двух благ, доставляющие потребителю равную полезность. А
Блага А и Б |
Кол-во блага А |
Кол-во блага В |
G |
12 |
2 |
K |
6 |
4 |
L |
4 |
6 |
M |
3 |
8 |
12 Кривая безразличия
4
2 4 6 8 В
Св-ва кривых безразличия:
1. любая точка на кривой безразличия определяет набор благ обеспечивающих потребителю равную полезность;
2. через любую точку на пространства товаров можно провести кривую безразличия;
3. кривые безразличия не пересекаются;
4. чем дальше от начало координат располагается кривая безразличия, тем большую полезность она обозначает;
5. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон;
6. Кривые безразличия имеют вогнутый вид;
7. Наклон кривой безразличия отражает вел-ну предельной нормы субституции.
На потребительский выбор влияют доход потребителя и цены на товар. Когда выбор осуществляется из 2-х товаров А и В потребитель может приобрести любой набор товаров, которое удовлетворяет след условию: РА∙В+РВ∙А≤ I, где
РА и РВ – цены товара А и В;
В и А – кол-во данных товаров.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.