Спрос и факторы, на него влияющие. Эластичность предложения и факторы, ее определяющие. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие, страница 2

                                                               Qs=f(p)

                                    s

Q

14. Эластичность предложения и факторы, ее определяющие. Эластичность предложения в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периоде.

Эластичность предложения измеряет степень чувствительности поставщиков товаров к изменению цен:

ЕРрs= %∆Q/%∆P

где %∆Q – процентное изменение объема предложения

    %∆P – процентное изменение цены

ЕРрs< 1 – предлож-е неэластично

ЕРрs> 1 – предлож-е эластично

Факторы, влияющие на эластичность предлож.:

1.  резервы производительных мощностей

2.  уровень товарных запасов

3.  кол-во времени у производ-й для того, чтобы отреагировать на изменение цены.

При оценке эластичности предлож-я рассматрив-я след. временные периоды:

1.  краткосрочный – период, слишком короткий для осущ-я производством изменение в объеме выпускаемой продукции.

2.  среднесрочный – период достаточен для расширения или сокращения произв-ва, на уже сущ-х произв-х мощностях.

3.  в долгосрочном периоде произв-ль в состоянии изменить свои произв-е мощности, за это время возможен приток новых фирм при расширении спроса или уход при сокращении.

14 Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие. Сдвиги кривых спроса и предложения.

На рынке интересы покупателей сталкиваются с интересами продавцов. Когда интересы производителей и потребителей совпадают, возникает рыночное равновесие.

                           Р       D     S

                                        E

 


                                                   Q

На динамику спроса, кроме цены, действуют неценовые факторы, кот. сдвигают кривую вправо, при росте спроса и влево, при его уменьшении.

                                   P

 


                                                       Q

Рост спроса и сдвиг кривой вправо происходит в след. случаях:

1.  повышение доходов;

2.  благоприятное изменение вкусов и предпочтений для данного продукта, вызванное рекламой, изм-м моды;

3.  увеличение кол-ва покупателей на рынке;

4.  рост и снижение цен на взаимозаменяемые товары;

5.  ожидание роста цен или доходов в будущем.

Уменьшение спроса и сдвиг кривой влево:

1.  повышение доходов, если товар низкой категории;

2.  понижение доходов, если товар нормальный;

3.  неблагоприятное изменение в предпочтениях потребителей;

4.  уменьшение числа потребителей;

5.  снижение цен на взаимозаменяемые товары;

6.  ожидание понижения ценили сокращение доходов;

Предложение, как и спрос, может изменяться под влиянием неценовых факторов, что приводит к сдвигу кривой предложения.

Рост предложения означает сдвиг кривой вправо, уменьшение – влево:

                                  P

 


                                                     Q

Изменение спроса и предлож-я, и их воздействие на цену и кол-во продукта:

1.  увеличение спроса порождает эффект повышения цены и эффект увеличения кол-ва продукции (сдвиг кривой спроса вправо);

2.  уменьшение спроса обнаруж. как эффект снижения цены, так и эффект сокращения кол-ва продукции (сдвиг кривой спроса влево);

3.  увеличение предлож-я порождает эффект снижения цены и эффект прироста кол-ва продукции (сдвиг кривой предлож-я вправо);

4.  сложные случаи при изменении и предлож-я и спроса в противоположных направлениях:

- предлож-е увеличив-ся, а спрос сокращается;

- предлож-е сокращается, а спрос возрастает;

5.  сложные случаи при изменении и предлож-я и спроса в одном направлении:

- предлож-е и спрос увеличив-ся;

- уменьшение предлож-я и спроса одновременно.