Зависимость доходов транспортного предприятия от величины тарифов

Страницы работы

Фрагмент текста работы

1 ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАВИСИМОСТИ ДОХОДОВ  ТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ОТ ВЕЛИЧИНЫ ТАРИФОВ

№ зачетной книжки – 09039

 № шифра - 3896120

В настоящее время, в условиях снижения объема производства промышленной и сельскохозяйственной продукции, произошло не только снижение объема перевозок, но и перераспределение его между видами транспорта. В связи с увеличением тарифов на перевозку грузов железнодорожный транспорт утратил свое былое преимущество перед автомобильным транспортом и в связи с этим потерял часть своей клиентуры. В условиях неэластичного спроса на перевозки это положение справедливо. А в условиях эластичного спроса увеличения тарифа на перевозки приведет к уменьшению спроса на перевозки у значительной части пользователей и, следовательно, к уменьшению дохода.

Доходы транспортного предприятия от перевозок можно определить по формуле

,                                                   (1)

где Т – тариф на перевозку пассажиров, тыс. руб./пасс∙км;

С – величина спроса на перевозку, тыс. пасс.;

L – среднее расстояние перевозки пассажиров, км.

Расчёт коэффициента эластичности спроса на перевозки, выполненный по формуле (1) приведён в таблице 3.

Таблица 1 – Размеры пассажиропотоков и величины тарифов

Вид сообщения

Расстояние перевозки (км)

Пассажиропоток (тыс. чел.) / тариф (руб./км)

1

2

3

4

5

Пригородное

30

62

55

46

40

26

180

220

250

300

360

Пассажирское внутриреспубли-канское

200

25

22

19

15

12

250

300

330

370

400

Пассажирское международное

500

12

10

8

7

6

600

650

700

750

800

Таблица 2 – Коэффициенты перерасчёта исходных данных

Вид сообщения

Расстояние перевозки (км)

Пассажиропоток (тыс. чел.) / тариф (руб./км)

1

2

3

4

5

Пригородное

30

35

31

26

22

15

117

143

163

195

234

Пассажирское внутриреспубли-канское

200

17

15

13

10

8

168

201

221

248

268

Пассажирское международное

500

8

6

5

4

4

324

351

378

405

432

Таблица 3 – Зависимость коэффициентов эластичности спроса на перевозки в       в                пригородном сообщении от тарифа  

С, тыс. пас.

Т, руб./пас*км

ΔС

ΔТ

С/С)*100

Т/Т)*100

Ет

35

117

-

-

-

-

-

31

143

-3,9

26

-0,113

0,222

-0,51

26

163

-5,0

20

-0,164

0,136

-1,20

22

195

-3,4

33

-0,130

0,200

-0,65

15

234

-7,8

39

-0,350

0,200

-1,75

Используя формулу (1), рассчитаем доходы транспортного предприятия от перевозок, приняв среднее расстояние перевозки равным 30 км. Расчеты сведём в таблицу 4.

Таблица 4– Определение доходов транспортного предприятия от перевозок

С, тыс. пас.

Т, руб./пас*км

L, км

Д, млн руб

35

117

30

121,9

31

143

30

132,1

26

163

30

125,6

22

195

30

131,0

15

234

30

102,2

По результатам выполненных расчётов строим графики функций  (рисунки 1) и  (рисунки 2).

Рисунок 1 – График зависимости объема  пригородных перевозок сообщении от  величины тарифа

Из таблицы  и из рисунка 1 видно, что при увеличении тарифа с 117  до  143  руб./пас·км спрос на перевозки неэластичный, а при увеличении тарифа   до 163  руб./пас·км – эластичный.

Рисунок 2 – График зависимости дохода от величины тарифа в пригородном сообщении.

Расчёты показали, что при увеличении тарифов при неэластичном спросе доходы возрастали с 121,9 до 132,1 млн. руб., а увеличение тарифа при эластичном спросе привело к снижению доходов с 131 до 102,2 млн. руб.

Расчёт коэффициента эластичности спроса на перевозки, выполненный по формуле (1) приведён в таблице 5.

Таблица 5 – Зависимость коэффициентов эластичности спроса на перевозки в внутриреспубликанских сообщении от тарифа

С, тыс. пас.

Т, руб./пас*км

ΔС

ΔТ

С/С)*100

Т/Т)*100

Ет

17

168

-

-

-

-

-

15

201

-2,1

34

-0,120

0,200

-0,60

13

221

-2,1

20

-0,136

0,100

-1,36

10

248

-2,8

27

-0,211

0,121

-1,74

8

268

-2,1

20

-0,200

0,081

-2,47

Используя формулу (1), рассчитаем доходы транспортного предприятия от перевозок, приняв среднее расстояние перевозки равным 200 км. Расчеты сведём в таблицу 6.

Таблица 6– Определение доходов транспортного предприятия от перевозок

С, тыс. пас.

Т, руб./пас*км

L, км

Д, млн руб

17

168

200

577,9

15

201

200

610,2

13

221

200

579,7

10

248

200

513,2

8

268

200

443,8

По результатам выполненных расчётов строим графики функций  (рисунки 3) и  (рисунки 4).


Рисунок 3 – График зависимости объема  пассажирских внутриреспубликанских перевозок сообщении от  величины тарифа

Из таблицы  и из рисунка 3 видно, что при увеличении тарифа 168 до 201 руб./пас·км спрос на перевозки неэластичный, а при увеличении тарифа с 221 до 268 руб./пас·км – эластичный.

Рисунок 4 – График зависимости дохода от величины тарифа во  внутриреспубликанских перевозках..

Расчёты показали, что при увеличении тарифов при неэластичном спросе

Похожие материалы

Информация о работе