разряду «Л» относятся все остальные водные пути, не вошедшие в перечисленные разряды.
Даже крупные реки в естественном состоянии из-за мелей и подводных препятствий не могут быть использованы для судоходства без проведения на них комплекса путевых работ.
В первую очередь на реке должна быть определена наиболее глубокая часть русла – судовой ход и обставлена специальными знаками, называемыми знаками судоходной обстановки.
Для выявления и удаления находящихся в пределах судового хода подводных препятствий производятся тральные и дноочистительные работы, а для увеличения глубины на реках – землечерпательные и выправительные работы; увеличение габаритов водных путей достигается также строительством шлюзованных систем и регулированием стока. Землечерпательные работы выполняются с помощью земснарядов, при выправительных используется энергия речного потока.
Увеличение глубины путем шлюзования заключается в сооружении на реке плотины и повышения благодаря этому уровня воды.
Регулирование стока представляет собой задержание паводковой воды в специальном водохранилище и использование ее в маловодные периоды.
Наибольший эффект в улучшении судоходных условий на реках в свободном состоянии достигается при комплексном применении землечерпательных и выправительных работ и регулировании стока.
Наибольший прирост глубин дает шлюзование. Оно, обычно, выполняется вместе с другими работами по комплексному использованию водных ресурсов.
Содержание в исправности внутренних водных путей и расположенных на них судопропускных гидротехнических сооружений, а также их развитие и усовершенствование в системе водных путей Республики Беларусь осуществляются бассейновыми управлениями пути объединения Белводпуть, к предприятиям которого приписан технический и вспомогательный флот.
Все внутренние водные пути и расположенные на них сооружения (шлюзы, плотины, мосты, переправы, судоподъемники, дамбы, причалы, водозаборы, водосбросы, аварийно-ремонтные заграждения, воздушные и подводные переходы) должны обеспечивать безопасное движение судов и составов, а также безопасные условия обслуживания сооружений, что, в свою очередь, оказывает непосредственное влияние на качество работы предприятий водного транспорта.
По каждому внутреннему водному пути издаются следующие документы, которыми снабжаются все без исключения суда транспортного и вспомогательного флота, работающие в пределах данного участка:
а) лоцманская карта или схема судового хода с лоцийным описанием (на листах карты, схемы), лоция или наставление для плавания с описанием характерных особенностей плавания в данном бассейне и его гидрологической характеристикой;
б) маршрутник, содержащий перечень прибрежных населенных пунктов, портов-пристаней, перекатов, островов, убежищ с указанием их расположения (в километрах от условного начала отсчета);
в) атлас волнения на судоходных трассах и акваториях водохранилищ и озер в зависимости от направления и силы ветра.
Суда снабжаются указанными навигационными пособиями через службу безопасности судоходства пароходства или другие органы, для судов не числящихся на балансе Белорусского речного пароходства.
Изменения состояния водных путей и судоходной обстановки, происходящие в течение навигации, должны доводиться до сведений судоводителей с помощью извещений судоводителям, путевых листков, выпускаемых техническими участками пути (районами гидросооружений) и управлениями пути. По этим материалам судоводители должны производить текущую корректировку лоцманских карт, схем, судовых ходов, маршрутников, наставлений.
Суда и составы, плавающие по озерам, водохранилищам, низовым участкам крупных рек, должны получать через диспетчерский аппарат долгосрочные и рейсовые прогнозы погоды и волнения, а также штормовые предупреждения.
Для проверки условий судоходства на внутренних водных путях и качества содержащейся на них судоходной обстановки, ежегодно, но менее двух раз (в начало навигации и осенью) должны проводиться специальные инспекторские осмотры пути комиссией из представителей Объединения Белводпуть, инспекции судоходства и пароходства.
1 Принципиальное устройство шлюза
Для повышения гарантированной глубины судового хода (HГ) на реках и судоходных каналах возводят гидроузлы (ГУ) с судоходными сооружениями. Река или трасса судового канала в этом случае делится напорными сооружениями на отдельные, соприкасающиеся между собой участки – бьефы (рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 – Схемы продольного уровня воды в реке: а) в естественных условиях (НГ1); б) зарегулированного гидроузлами (НГ2)
Напор воды от одного гидроузла (ГУ1) распространяется до следующего, выше расположенного (ГУ2). У гидроузла, таким образом создается верхний бьеф (ВБ) и нижний бьеф (НБ).
Как правило, гидроузлы решают комплекс задач, цель которых перераспределение водных ресурсов и удовлетворение потребностей в воде различных отраслей экономики (энергетика, сельское и рыбное хозяйство, водный транспорт, водоснабжение и других).
Пропуск судов из ВБ в НБ гидроузла и наоборот осуществляется через шлюз.
На рисунке 1.2 приведена общая принципиальная схема плана судоходного шлюза. Шлюзы бывают однокамерными и многокамерными, в одну нитку и параллельные. Однокамерные шлюзы успешно работают при напоре
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.