ГЛАВА 3 ТЕХНОЛОГИЯ СБОРА И ТРАНСПОРТА НЕФТИ
3.1 Общие сведения
Трубопроводы системы сбора и подготовки нефти и газа предназначены для транспортировки продукции скважин от их устья до нефтеперекачивающих станций товарно-транспортных организаций.
Классификация трубопроводов [7]:
По назначению:
- выкидные линии – транспортируют продукцию скважин от устьяскважины до ГЗУ;
- нефтегазосборные коллекторы – расположены от ГЗУ до ДНС;
- нефтесборные коллекторы – расположены от ДНС до центрального пункта сбора (ЦПС);
- газосборные коллекторы – транспортируют газ от пункта сепарации до компрессорной станции.
По величине напора:
- высоконапорные – выше 2,5 Мпа;
- средненапорные – 1,6-2,5 Мпа;
- низконапорные – до 1,6 Мпа;
- безнапорные (самотечные).
Проектирование трубопроводов на площади месторождения сводится к решению следующих основных задач:
- выбор трассы трубопроводов, исходя из расположения скважин на месторождении, их дебита и рельефа поверхности;
- выбор рациональных длин и диаметров трубопроводов, отвечающих минимальному расходу металла, минимуму затрат на строительство и эксплуатацию;
- гидравлический, тепловой и механический расчет трубопроводов.
Выкидные трубопроводы от скважин проектируются, как правило, в одну нитку с соблюдением принципов коридорной прокладки с другими инженерными коммуникациями[3]. По решению заказчика допускается подключение к выкидному трубопроводу нескольких скважин
Для защиты трубопроводов от внутренней коррозии при транспортировании газожидкостных смесей проектом следует предусматривать:
- формирование структуры потока, предотвращающей расслоение фаз и выделение жидкости;
- ввод ингибиторов коррозии;
- внутреннее защитное покрытие труб.
Для защиты трубопроводов от почвенной коррозии проектом должно предусматриваться изоляционное покрытие и электрохимическая защита. Тип и толщина покрытия определяется с учетом требований СТБ ГОСТ Р 51164. В местах пересечения и параллельного следования с действующими инженерными коммуникациями, оборудованными системой электрохимической защиты от коррозии, кроме требований СТБ ГОСТ Р 51164 необходимо учитывать требования (технические условия) организаций эксплуатирующих данные коммуникации.
3.2 Основные проектные решения
Дипломным проектом предусматривается строительство подземного выкидного трубопровода для транспорта нефти от нефтяной скважины №50s2 Вишанского нефтяного месторождения до ГЗУ-3 Вишанского нефтяного месторождения.
В соответствии с ВСН 51-3-85 и ВСН 005-88, проектируемый выкидной трубопровод относится:
– к I-й группе по характеру транспортируемой среды;
– к III-му классу – по условному диаметру;
– к II-й категории – в местах пересечения с существующими коммуникациями (20 м по обе стороны пересекаемой коммуникации);
– к III-й - как выкидной трубопровод.
Выкидной трубопровод запроектирован подземным с укладкой параллельно рельефу местности на глубину 1,0 м при прокладке по пашне и на глубину 0,8 м при прокладке по лесу и прочим угодьям от поверхности земли до верха трубы. Заглубление выкидного трубопровода, прокладываемого под автомобильной дорогой, должно быть 1,4 м от верха покрытия дороги до верхней образующей футляра. В местах пересечения выкидного трубопровода с существующими коммуникациями расстояние в свету должно быть не менее 0,35 м для пересечений с нефтепроводами и не менее 0,5 м для пересечений с кабелями связи. В случае если расстояние в свету между выкидным трубопроводом и кабелями связи будет нарушено, кабели связи необходимо заключить в асбестоцементные футляры диаметром 100 мм длиной по 2,95 м в каждую сторону от пересечений.
Выкидной трубопровод запроектирован в одном техническом коридоре с существующими коммуникациями из стальных бесшовных горячедеформированных труб диаметром 89х5 мм по ГОСТ 8732-78 из стали марки 20 группы В.
Устройство подземного перехода трубопроводом под автомобильной дорогой «Дербин-Корма» IV категории предусматривается методом продавливания по типу “труба в футляре”. Футляр запроектирован из стальной электросварной трубы диаметром 325х8мм по ГОСТ 10704-91. На обоих концах защитного футляра после пропуска рабочей трубы предусматриваются уплотнения, обеспечивающие герметичность межтрубного пространства. В состав вспомогательных сооружений входят рабочий и приемный котлованы. В рабочем котловане для сварки звеньев устраивается приямок.
Трубопровод до ввода в эксплуатацию должен быть подвергнут очистке полости, испытанию на прочность и проверке на герметичность.
Испытание на прочность и проверка на герметичность для участков
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.