АНАЛИТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1. Оценка финансового и производственного потенциала ОАО «»
1.1 Краткая характеристика предприятия.
Завод является открытым акционерным обществом. Завод осуществляет следующие виды деятельности: изготовление продукции производственно-технического и специального назначения, а также товаров народного потребления. Кроме того, предприятие оказывает организациям и населению услуги транспорта и связи, розничной торговли, услуги коммунального хозяйства, услуги в области спорта и отдыха.
ОАО «Зид» имеет на своем балансе объекты социальной сферы, в том числе профилакторий, база отдыха, детский лагерь, спорткомплекс.
Общая номенклатура выпускаемых изделий составляет около 100 единиц.
ОАО «Зид» является крупным машиностроительным предприятием с широким ассортиментом выпускаемой продукции.
За 80 лет существования на заводе сформировались и получили развитие следующие основные направления:
- продукция специального назначения;
- мотоциклостроение;
- станкостроение;
- инструментальное производство;
- металлургическое производство;
- швейные машины для пошива меховых и кожаных изделий;
- полуавтоматы для переработки молочной продукции и др.
Основными заказчиками являются МО РФ, МВД РФ, агропром, автопром, население.
Внешне-экономическая деятельность предприятия: на экспорт поставляется спецпродукция и мототехника.
Организационная структура предприятия является линейно-функциональной и представлена в Приложении 1.
Организационная структура не является оптимальной для предприятия. К основным недостаткам можно отнести: не оперативность, большая численность персонала, большие затраты на содержание, обслуживание и управление громоздкой структуры ОАО, отсутствие гибкой системы адаптации к условиям внешней и внутренней среды.
Основные технико-экономические показатели ОАО «Зид» представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Технико-экономические показатели ОАО «».
№№ п/п |
Показатели |
Ед. измер. |
1998 |
1999 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Товарная продукция в сопоставимых ценах |
тыс. руб. |
80453 |
94333 |
2 |
Товарная продукция в действующих ценах |
тыс. руб. |
83166 |
90946 |
3 |
Себестоимость товарной продукции (работ, услуг ) |
тыс. руб. |
44499 |
73223 |
4 |
Затраты на 1 рубль товарной продукции |
коп. |
53,51 |
80,51 |
5 |
Рентабельность продукции, в т. ч. -гражданской продукции |
% |
86,9 -35,7 |
24,2 -24,6 |
6 |
Реализованная продукция |
тыс. руб. |
37267 |
110359 |
7 |
Отгруженная продукция |
тыс. руб. |
49756 |
128988 |
8 |
Балансовая прибыль |
тыс. руб. |
7350 |
44304 |
9 |
Налог на прибыль |
тыс. руб. |
2634 |
11910 |
10 |
Фондоотдача |
0,42 |
0,18 |
|
11 |
Фондоемкость |
2,40 |
5,54 |
|
12 |
Фондовооруженность |
тыс. руб. |
32,3 |
110,2 |
13 |
Стоимость ОПФ |
тыс. руб. |
193444,7 |
522889 |
14 |
ССЧ, в т. ч. -ППП,из них произв. рабочих |
чел. |
5989 5205 1370 |
4745 4582 1245 |
15 |
Дебиторская задолженность |
тыс. руб. |
19147 |
36807 |
16 |
Средний срок ДЗ |
дн. |
185 |
103 |
17 |
Кредиторская задолженность |
тыс. руб. |
43056 |
53918 |
18 |
Средний срок КЗ |
дн. |
416 |
150 |
На основе таблицы можно сделать выводы об некотором улучшении к концу 1999 году технико-экономических показателей. Об этом свидетельствуют рост выпуска товарной продукции, повышение объёмов отгруженной продукции, увеличение прибыли. Однако, негативным моментом являются: рост затрат на 1 рубль товарной продукции, снижение фондоотдачи, убыточность гражданской продукции.
Рассмотрим изменение основных технико – экономических показателей в динамике (1998 - 1999). Рис.1. отражает изменение товарной продукции.
1 – товарная продукция в действующих ценах
2 – товарная продукция в сопоставимых ценах
Рис. 1.Изменение товарной продукции по годам.
В 1999 году объем товарной продукции возрос , но фактически ОАО «» не смогло осуществить рост товарной продукции, как было запланировано.
Основными причинами невыполнения планов явились:
1.Тяжелое положение предприятия, как финансовое, так и производственное.
2.Отсутствие оборотных средств на предприятии.
3.Отсутствие спроса на продукцию из-за недостаточно активной работы отдела маркетинга, в результате чего установлены цены, не удовлетворяющие потребителя.
4.Необеспеченность заказами, в том числе госзаказами.
5.Отсутствие и задержка в поставках сырья и материалов, полуфабрикатов, комплектующих.
6.Вынужденные простои отдельных производств.
Произошло увеличение себестоимости товарной продукции, рис.2. Наблюдается рост затрат на 1 рубль товарной продукции к концу 1999 году, что является отрицательной тенденцией, рис.3.
Рис. 2.
Изменение себестоимости товарной продукции по годам.
Рис. 3.
Изменение затрат на 1 рубль товарной продукции по годам.
Рентабельность товарной продукции резко снизилась к концу 1999 года. Вся гражданская продукция убыточна. Основными причинами убыточности гражданской продукции являются:
1.Политика предприятия такова, что основное внимание уделяется спецпродукции, что привело к неверной товарной политике, а именно выпуск продукции, не пользующейся достаточным спросом, несовершенство маркетинговой деятельности на предприятии и сбытовой ориентации.
2.Высокая себестоимость выпускаемой продукции. Себестоимость больше цен на продукцию.
Высокая себестоимость обусловлена большой долей накладных расходов на содержание громоздкой структуры ОАО «», высокой материалоемкостью и энергоемкостью производства данных видов продукции, высокими ценами на электроэнергию, материалы, покупные комплектующие и полуфабрикаты.
Основным показателем эффективности использования основных производственных фондов является фондоотдача. Низкий показатель фондоотдачи (0,18 на 1999 год) свидетельствует о том, что в основные фонды средства вложены, а отдача от них всего 18%. На 1 рубль стоимости основных фондов продукции выпущено на 18 копеек
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.