Рис. 12 Зависимость модуля упругости Е от температуры для дрейфующего льда.
При разрушающем методе определения модуля упругости пресноводного льда использовались следующие схемы загружения образцов: изгиб балок; изгиб ледяного поля грузом, лежащим на его кромке; изгиб крупных консольных балок; растяжение образцов; сжатие образцов.
Модули упругости пресноводного льда, полученные разрушающим методом, существенно отличаются от модулей упругости, полученных неразрушающим методом. Так, при Тл=-1÷-10°С модуль упругости колеблется в пределах Е=9-117 МН/м2. Отчасти такой разброс может быть объяснен влиянием плотности на модуль упругости (рис. 13), а отчасти-изменением модуля упругости с изменением скорости деформирования (рис. 14).
Рис. 13. Зависимость модуля упругости Е от плотности льда.
Рис. 14. Зависимость модуля упругости Е от скорости деформирования έ
(Тл=-10°С).
Следует отметить, что в СНиПе
2.06.04-82* не приводятся рекомендации по определению модуля упругости и коэффициента
Пуассона. Отсутствие рекомендаций, возможно, связано с тем, что в соответствии
с этим же СНиПом нагрузки, возникающие при взаимодействии ледяных образований с
сооружениями, от констант упругости не зависят.
Заключение
Особое значение при строительстве на северных морях, получившее широкое развитие в связи с освоением континентального шельфа, имеет правильная оценка и определение действующих на гидротехническое сооружение нагрузок и особенно нагрузок от ледяных полей. В связи с этим ведется постоянное изучение свойств морского льда на основании исследований.
Морской лед образуется при замораживании морской воды. Свойства морского льда отличаются от пресноводного льда главным образом содержанием рассола и присутствием воздушных карманов.
Свойства льда воздействующего на гидротехнические сооружения меняются во времени и зависят от природно-климатических условий.
Проанализировав литературу, описывающую свойства морского льда можно сделать следующие выводы:
1. Понижение температуры ниже -22,90С приводит к осаждению NaCl в следствие чего соляные карманы морского льда создают пористость, приводящую к увеличению деформаций из-за концентрации напряжений.
2. Механические свойства льда зависят от температуры. В ледяных покровах температура изменяется по толщине, что вызывает гетерогенность.
3. При очень высоких скоростях нагружения, поведение морского льда описывается линейной эластичной фазой.. Однако, при устойчивых нагрузках в более низких скоростях, поведение становится неупругим. Следовательно, механические свойства зависят от скорости нагружения.
Список используемой литературы.
1. Войнов Г.Н. Приливные явления и методология их исследований в шельфовой зоне арктических морей (на примере Карского и северо-восточной части Баренцева морей). Автореферат диссерт. на соиск. учен. степ. докт. географ. наук. Аркт. и антаркт. науч.-исслед. ин-т. СПб, 2003. 45 с.
2. Зубакин Г.К., Дмитриев Н.Е., Войнов Г.Н., Нестеров А.В., Виноградов Р.А. Динамика вод и льдов Печорского моря по экспериментальным данным //Труды RAO-03-Санкт-Петербург, 16-19 сентября 2003. СПб, 2003. С.300-303.
3. Степанов И.В., Кубышкин Н.В. Результаты многолетних экспедиционных исследований физико-механических свойств льдов Печорского моря // Труды RAO-03-Санкт-Петербург, 16-19 сентября 2003. – СПб, 2003. – С.194-197.
4. Диссертация Гомольского С.Г.
5. Диссертация Любимого В.С.
6. Интернет.
7. Ледовые исследования СахалинНИПИморнефть
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.