Изучение развития профессионального самосознания личности студентов-психологов

Страницы работы

29 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Распределение социально-психологических установок в процентном соотношении

Студенты-психологи 1 курс

Студенты-психологи 4 курс

Процесс

74

61

Результат

55

66

Альтруизм

43

71

Эгоизм

45

48

Труд

51

67

Свобода

68

58

Власть

41

34

Деньги

64

40

Таким образом, 1 курс больше всего ориентирован на процесс работы, власть и деньги, что связано с нереалистичными ожиданиями от будущей профессии. Четверокурсники же, столкнувшись в полной мере с теоретическими базами и непосредственной  практикой, ориентированы на альтруизм и труд.

Применяя метод Стьюдента, получаем по первому показателю t эмп. = 2,7; по второму показателю  t эмп. = 2,2; по третьему показателю t эмп. = 5,6; по четвертому показателю t эмп. = 0,3; по пятому показателю t эмп. = 3; по шестому показателю t эмп. = 2,4; по седьмому показателю t эмп. = 2,6; по восьмому показателю t эмп. = 4,3.

Полученные данные по 1,  3, 5, 6, 7, 8 установкам выше критического значения, которое соответствует уровню достоверности 0,05 для 58 степеней свободы, что позволяет сделать вывод о том, что различия между средними 1 и 4 курсов есть, и они значимы.

По 2 и 4 установке – различий между средними 1 и 4 курсов нет, разница между средними не достоверна.

Результаты, полученные по опроснику на выявление отношения к своей профессии (модификация методики «Ассоциативный ореол профессии» Е. А. Климова)

Используя  данную методику, мы выявили, что студенты-психологи 1 курса по признаку частоты высказываний в первую очередь назвали профессию психиатра – 45%, затем педагога – 42%, воспитателя и врача – 40%, далее психотерапевта – 20%, а также продавца, милиционера, юриста, бизнесмена 5 – 18%  , спасателя и философа – 25%. Это означает, что у студентов 1 курса еще не сформирована классификация областей психологии, а, следовательно, и соответствующих профессий. Также студенты назвали такие профессии, как юрист и бизнесмен, основной деятельностью которых является предпринимательство и законодательство. Следует отметить, что у первокурсников обнаруживается своеобразие в представлении о профессии, через основные признаки родства профессий, входящих в ореол – обучение, воспитание, взаимодействие с человеком.

Студенты-психологи 4 курса в первую очередь назвали профессию психотерапевта – 70%, на втором месте соц.работника – 65%, педагога –  62%, затем психиатра, психоаналитика, врача 40  53%, воспитателя и менеджера 15 – 27%. Студенты 4 курса также отличаются более конкретной сформированной классификацией областей психологии, а, следовательно, и соответствующих профессий. Основные признаки родства профессий, входящих в ореол – обучение, коррекция, управление, терапия и лечение. Как и предполагалось, произошло развитие профессионального ореола по мере профессионализации в качественном и в количественном составе.

Обратимся к результатам исследования профессиональных умений. 1 курс назвал 6 умений, в которые входят: общительность – 55%. поддержка – 45%, умение выслушать, понимание 30 – 50%, наблюдение – 43%, организаторские умения – 15%. Это те умения, которыми уже владеют первокурсники.

Студенты-психологи 4 курса назвали 10 умений, в которые входят: консультирование и психодиагностика – 65%, психологическое установление контакта – 40%,  умение слушать – 40%, составление психологического портрета – 30%, психологическая поддержка – 25%, понимание и наблюдение – 32%, организаторские умения – 25%, рефлексия – 10%. Это те умения, которыми уже владеют четверокурсники, с которыми они непосредственно сталкивались на практике и во время прохождения дисциплин. У студентов-психологов наблюдается и качественное и количественное увеличение профессиональных умений.

По результатам исследования получается, что 85% студентов-психологов 1 курса желают работать по профессии, а  к 4 курсу это желание сокращается до 50%. Из этого можно сделать вывод, что к концу обучения  знания о профессии увеличиваются и студенты в большей мере осознают свои способности и предрасположенность к дальнейшей профессиональной деятельности.  

За помощью к психологу обращались 15% студентов-психологов 1 курса и 55% студентов 4 курса, что говорит о появлении интереса у студентов к практической стороне обучения и желанию справиться со своими проблемами.

Таким образом, первокурсники характеризуются личностной незрелостью, неумением сравнивать себя с другими людьми, адекватно оценивать результаты своей деятельности, в отличие от студентов 4 курса, которые высоко оценивают себя,  уверены в своих способностях, так как уже многое могут выполнять самостоятельно. Первокурсники в мотивационно-потребностной сфере ориентированы на власть и деньги, что связано с нереалистичными ожиданиями от будущей профессии, четверокурсники, в свою очередь, ориентированы на альтруизм и труд. У студентов 4 курса наблюдается увеличение количественного и качественного состава профессионального ореола и профессиональных умений по мере профессионализации. Перечисленные характеристики говорят о развитии профессионального самосознания студентов-психологов 4 курса.

Заключение

На основе анализа психологической литературы, а также эмпирического исследования по изучаемой теме «Развитие профессионального самосознания студентов-психологов» были рассмотрены следующие вопросы:

- В структуре самосознания находятся три взаимодействующих компонента

Похожие материалы

Информация о работе