Управление недвижимостью города: Учебное пособие (Система управления государственным имуществом. Основы государственного регулирования в имущественной сфере)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

этом княжеская казна, отделенная от собственности общины, все более обременялась функциями публичного характера, т.е. приобретала черты государственной собственности.

К концу XVI века сложилась система вновь образованных государственных органов – приказов, призванных обеспечить управление все более разраставшимся государственным хозяйством и выполнение публичных функций государственного управления. Иоанн Грозный впервые разграничил личные имения государя от государственных имуществ, назвав первые опричниной, вторые – земщиной[2].

В Соборном Уложении 1649 г. получили юридическое закрепление сложившиеся ранее основные виды феодального землевладения: вотчинное землевладение и поместья.

Первоначально словом вотчина обозначалось имущество, принадлежавшее отцу. Будучи условной собственностью на землю, вотчины имели все же иное правовое положение, чем поместья - они передавались по наследству. Существовало три их вида: родовые, выслуженные (жалованные) и купленные.

Распоряжение княженецкими вотчинами (т.е. бывших удельных князей) было ограничено постановлением Ивана Грозного 1562 г., в соответствии с которым их нельзя было продавать, менять, передавать в приданое.

Второй вид феодального землевладения - поместья, которые давались за службу, главным образом военную. Поместье не могло передаваться по наследству. Феодал пользовался им до тех пор, пока служил. Хотя поместье не передавалось по наследству, его мог получить сын, если он нес службу. Соборное Уложение установило, что, если помещик покинул службу по старости или болезни, его жена и малолетние дети могли получить часть поместья на «прожиток». Дочери могли передавать поместья своим женихам при условии несения последними службы. Так, фактически поместье уже передавалось по наследству. Тем самым стиралось важнейшее его отличие от вотчины. Уложение 1649 года закрепило такой порядок.

Соборное Уложение также впервые регламентировало институт сервитутов - юридическое ограничение права собственности одного субъекта в интересах права пользования другого. На Руси право на чужую вещь называлось угодьем. Угодья (леса, луга, места промыслов), которые могли и не принадлежать собственнику имения, использовались другими лицами для рубки леса, сенокошения, пчеловодства, охоты, рыболовства и пр. Собственник имения не имел права этому препятствовать. Например, служилые люди, идя на войну, могли въезжать в прилежащие к дороге леса для добычи дров и кольев для постройки палаток. Приведенный в примере сервитут устанавливался в интересах осуществления государственных задач и являлся прообразом современного публичного сервитута.

Осуществление петровских реформ потребовало от государства небывалой концентрации всех финансовых и материальных ресурсов - строительство корабельных верфей, перевооружение армии, учреждение учебных заведений, привлечение иностранных специалистов требовало колоссальных средств. Этим обстоятельством была вызвана агрессивная политика государства в части максимального увеличения круга государственных имуществ и расширения казенных оборочных статей.

При Петре I земли дворян были выведены из государственной собственности. На смену «Приказам» пришли «Коллегии». Они отличались от приказов коллегиальным обсуждением и решением дел.

Указом Петра I об учреждении Берг-коллегии (1719 г.) все недра на территории российского государства были объявлены казенными. Берг-коллегия заведовала горной и металлургической промышленностью и обеспечивала предприятия и рудники рабочей силой. Коллегия приписывала к ним государственных крестьян.

Отныне заводчики, осуществляющие разработку недр, обязывались выплачивать казне десятую часть полученной прибыли; добытые металлы подлежали продаже в казну по цене, установленной чиновниками Берг-коллегии. В свободную продажу металлы могли поступать только в случае отказа казны от их покупки. Таким образом, частные предприниматели, осуществляющие разработку казенных недр, были фактически поставлены в положение промышленных агентов казны[3].

В соответствии с Указом Петра I от 1703 г. была произведена фактическая национализация всех лесных угодий. Права собственников лесных угодий были значительно ограничены в пользу казенных предприятий императорского флота. С введением понятия «заповедных лесов» казна получала преимущественные права вырубки древесины частных лесов, пригодной для кораблестроения, без всякого возмещения ее стоимости собственнику лесов. Собственник сохранял только право пользования принадлежащими ему лесами. Потребление могло касаться лишь нестроевого леса.

Указом 1704 г. Петр I изымает из частного владения и передает в казну все права

Похожие материалы

Информация о работе