выборе оптимальных размеров зала следует уделять большое внимание выбору высоты помещения и формы потолка.
Высота потолка имеет настолько большое значение для акустики помещения, что на этом вопросе следует остановиться особо. Плохая акустика, присущая многим большим залам, часто объясняется чересчур высокими потолками или их неудачной формой.
С акустической точки зрения основное назначение потолка обеспечить полезные отражения звуковых волн. Задача заключается в том, чтобы более всего обеспечить отраженным звуком последние ряды, на которых уровень силы прямого звука меньше, чем на передних и средних. Уровень звука на отдаленных местах будет значительно ниже, чем это можно было ожидать, если исходить только из затухания звука на расстоянии. Причина сильного затухания заключается в поглощении звука вдоль площади пола, занятого слушателями.
Потеря уровня, вызываемого поглощением, может быть компенсирована отраженным звуком, однако при этом необходимо учитывать, что отраженная волна поступает в место приема с запаздыванием.
Допустимое время запаздывания определяется характером исполняемого произведения и не должно превышать: 35¸40 мс для речевых передач
Отраженные звуковые лучи, запоздавшие на время более указанного, не могут играть полезной роли, так как они уже не коррелированны с первичным сигналом и создают звуковой фон, затрудняющий восприятие сигнала в тем большей степени, чем выше уровень этого фона.
Запаздывание более 50 мс при импульсных сигналах воспринимается как помеха (типа эхо). Особенно опасны отраженные звуковые лучи в первых рядах зала, т.к. именно в первых рядах наиболее велика разность хода прямых и отраженных от потолка и задней стены лучей.
Наличие или отсутствие указанных акустических дефектов проверяется с помощью лучеграммы. Лучеграммой зала называется геометрическое построение траекторий прямых и отраженных звуковых лучей, приходящих к местам слушателей.
При ее построении источник звука обычно размещается═ на середине сцены на расстоянии 1,5 м. от края авансцены. При этом считается, что рот исполнителя располагается на высоте 1,6 м. от пола.
Прямые и отраженные лучи должны попадать на плоскость, проходящую через уши сидящих слушателей, т.е. на высоте 1,2 м. от пола. При построении лучеграммы следует помнить, что угол падения равен углу отражения.Скорость звука примем равной Cзв=340м/с.
Сравним луч АС с лучом АЕС:АС=4.2м АЕС=3.2+5.6=8.8м
Рзность хода равна 4.6м.Соответственно запаздывание будет равным Т=13.5мс.
Что не превышает заданное время.
Построим критический луч ADB.Из рисунка видно что лучи попадающие за точку D будут нести вредные отражения в зрительный зал , а лучи отражённые до точки D от задней стенки отражаться не будут . Учитывая вышесказанное потолок после точки D а также заднюю стенку следует обработать звукопоглощающим материалом для устранения вредных отражений.
3.Выбор оптимального времени реверберации
и расчет фондов поглощения.
Объем зала V0 = 2342.5 (м3) Оптимальное время реверберации на частоте 500 Гц равно 0.95с .
Нормированная частотная характеристика времени реверберации будет иметь вид:
Определим оптимальное время реверберации в спектре частот:
|
Таблица 1. Оптимальное время реверберации
По оптимальному времени реверберации, определяют требуемый фонд поглощения . Средний коэффициент поглощения ═можно определить, воспользовавшись формулой Эйринга.═
════════════════════════════
Вначале определяют вспомогательный коэффициент a¢ , сек
Где Sср-площадь звукопоглощающих поверхностей(пол,стены,кресла)Sср=874,25 м2
Результаты расчета сведем в таблицу
Определяемые величины |
Значения определяемых величин на среднеоктавных частот |
||||||||
Fср.окт. |
63 |
125 |
250 |
500 |
1000 |
2000 |
4000 |
8000 |
|
Топт, сек |
0.52 |
0.64 |
0.8 |
0.95 |
0.95 |
0.95 |
0.95 |
0.95 |
|
a’=ln(1-aср) |
0.49 |
0.42 |
0.38 |
0.31 |
0.26 |
0.19 |
0.1 |
0,06 |
|
aср |
0,387 |
0,343 |
0,316 |
0,267 |
0,229 |
0,173 |
0,095 |
0,058 |
|
Атр=aсрSS, м2 |
504 |
447 |
411 |
348 |
298 |
225 |
123,8 |
75,5 |
|
где ══ ══SS ═1303,25 общая площадь внутренних поверхностей помещения (площадь пола, потолка, стен и т.д.)
Определим основной фонд поглощения А0. Вычисления проводим исходя из 70% заполнения зала.Nзр = 0.7 * Ns = 0.7 * 350 = 245человек.
Акустические характеристики различных звукопоглотителей берем из таблицы 1-6 [2]
Результаты расчета сведем в таблицу:
Наименование поглотителя |
Тип поглотителя |
Si, м2; |
Звукопоглощение на среднеоктавных частотах |
||||||||||||||||
63 |
125 |
250 |
500 |
1000 |
2000 |
4000 |
8000 |
||||||||||||
a |
a |
a |
a |
a |
a |
a |
a |
||||||||||||
1 |
Зрители в креслах |
Полумягкое кресло |
192 |
0.2 |
0,25 |
0,3 |
0.4 |
0,45 |
0,45 |
0,4 |
0.35 |
||||||||
2 |
Кресла |
Деревянное с кожей по паралону |
82.5 |
0.05 |
0,05 |
0,09 |
0,12 |
0,13 |
0,15 |
0,16 |
0.16 |
||||||||
3 |
Стены |
бетон |
483.7 |
0.01 |
0.01 |
0.02 0,15 |
0,02 |
0.02 |
0.02 |
0.02 |
0.02 |
||||||||
4 |
Потолок |
Штукатурка |
495 |
0.024 |
0,024 |
0.025 |
0.032 |
0.042 |
0.049 |
0.07 |
0.07 |
||||||||
5 |
Свободный пол (проходы) |
реллин |
110 |
0.04 |
0.04 |
0,04 |
0,07 |
0.07 |
0,08 |
0,08 |
0.08 |
||||||||
6 |
Двери |
Древесина монолитная лакированная |
13.5 |
0.03 |
0,03 |
0,03 |
0,05 |
0.04 |
0,05 |
0.05 |
0.05 |
||||||||
A0, м2 |
64
|
64 |
91.8 |
115.5 |
125.9 |
142.2 |
141.9 |
132.7 |
|||||||||||
Aтр, м2 |
504 |
447 |
411 |
348 |
298 |
225 |
123,8 |
75,5 |
|||||||||||
Aтр.доп, м2 |
440 |
383 |
319.2 |
232.5 |
172.1 |
82.8 |
- |
- |
|||||||||||
j= Aтр.доп/ Aтр.доп 500 |
1.89 |
1.64 |
1.37 |
1 |
0.73 |
0.35 |
- |
- |
Из таблицы видно, что при обработке внутренних поверхностей помещения обычными материалами невозможно обеспечить оптимальное время реверберации.
4. Расчет дополнительного фонда поглощения и расчетного времени
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.