Знак "+", поскольку при взгляде на участок DE при движении слева- направо эпюра Mи восходящая.
Применяя метод сечений, можно определить продольную силу N. Для стержня DE, проецируя силы, приложенные к стержню ниже сечения I-I на направление от стержня, получим N=0.
Для стержня CD, проецируя силы, приложенные правее сечения II-II на направление стержня CD, получим NCD=20 кН .
Строим эпюру продольных сил, причем отрицательные значения продольной силы N откладываем вниз от оси стержня (знак "-" , поскольку стержень подвергается сжатию).
Пример 7. Построить эпюры внутренних силовых факторов пружины, выполненной в виде консольно закрепленного стержня, имеющего форму дуги в четверть окружности радиуса r, нагруженного на свободном конце радиально направленной силой P (рис.45).
Рис.45
Отсечем на угловом расстоянии от оси O-y часть дуги стержня и составим уравнение равновесия отсеченной части, заменив отброшенную часть стержня ее реакциями R и Ми.
Из представленной схемы видно, что равнодействующая внутренних сил R=P, а изгибающий момент найдем из условия, что сумма моментов относительно т.А должна быть равна нулю: . Будем иметь:
, откуда .
Проецируя равнодействующую внутренних сил R на направление радиуса (дуги) окружности и на касательную к ней, получим значения осевой и поперечной сил:
; (минус поскольку сила сжимающая)
.
По полученным выражениям изгибающего момента, осевой и поперечной сил строим эпюры, причем отрезки эпюр, соответствующие силам и моментам в сечениях, откладываем по нормали к оси стержня на всей его длине, т.е. в радиальных направлениях.
Пример 8. Построить эпюры внутренних силовых факторов изогнутого в плоскости стержня, нагруженного сосредоточенной силой P, направленной перпендикулярно плоскости расположения стержня (рис.46).
Рис.46
Отсечем мысленно часть стержня на участке BC на расстоянии x от т. C и составим уравнение равновесия отсеченной части (сумма моментов относительно произвольно выбранной точки должна быть равна нулю). Из данного уравнения получим значение изгибающего момента для участка ВС:
( знак результата положительный, поскольку выпуклость у балки снизу, т.е. сжатое волокно сверху).
Поперечная сила в сечении определяется как сумма проекций на вертикаль левых от сечения внешних сил, т.е. , причем знак "+", поскольку эпюра восходящая при движении слева направо.
Теперь можно построить эпюры внутренних силовых факторов для участка ВС.
Отсечем теперь часть стержня на участке AB на расстоянии x от точки B и составим схему равновесия отсеченной части:
Отсеченная часть стержня находится в равновесии, а в плоскости сечения действуют внутренние силовые факторы: поперечная сила Q, изгибающий момент Ми и крутящий момент Мкр.
По аналогии с предыдущим определяем изгибающий момент:
, причем знак "+", поскольку выпуклость у балки снизу.
Поперечная сила в сечении определяется как сумма проекций на вертикаль левых от сечения внешних сил:
, причем знак "+", поскольку эпюра восходящая при движении слева направо.
Величину крутящего момента определим из соответствующего условия равновесия балки относительно оси АВ:
;
При построении эпюр изгибающих и крутящих моментов следует учитывать, что когда стержни рамы пересекаются под прямым углом, то при переходе через прямой угол изгибающий момент превращается в равный ему крутящий момент, если ось последующего участка стержня перпендикулярна плоскости эпюры изгибающего момента предыдущего участка стержня.
12.7. Определение нормальных напряжений в точках поперечного сечения балки.
Нормальное напряжение в любой точке поперечного сечения балки при известном изгибающем моменте при чистом плоском (простом) изгибе определяется из выражения:
, где - момент инерции сечения относительно нейтральной оси, где y-расстояние от нейтральной оси до рассматриваемого волокна балки.
Нейтральной осью называется линия пересечения нейтрального слоя с плоскостью поперечного сечения балки.
Как видно из приведенного примера, нейтральный слой – слой балки не испытывающий при изгибе ни растяжения ни сжатия. При этом верхние слои балки испытывают растяжение (нормальные напряжения максимальны у поверхности стержня и падают до нуля при приближении к нейтральному слою), а нижние слои – испытывают сжатие.
Если же изгиб поперечный, то в поперечных сечениях балки возникают и нормальные, и касательные напряжения. Возникают деформации сдвига, в результате чего поперечные сечения перестают быть плоскими. Однако приведенная формула дает вполне надежные результаты и при поперечном изгибе.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.