Рабочая программа курса «Экономика и управление предприятием». Содержание и методическое пособие по расчетам домашнего задания

Страницы работы

54 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

ПРЕДИСЛОВИЕ

Целью дисциплины «Экономика и управление предприятием» является изучение студентами общих принципов и положений рыночной экономики в условиях машиностроительного предприятия и на этой основе получение ими специальных знаний по экономике, необходимых для практической деятельности в области экономического проектирования машин. Основные задачи дисциплины: познание форм проявления экономических законов в машиностроении (на предприятии); изучение основных положений теории конкретной экономики, в том числе – анализа и оценки использования основных видов ресурсов предприятия, направлений повышения эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов; методов технико-экономического обоснования проектных решений; научных основ и путей повышения эффективности производства; направлений и экономических основ научно-технического прогресса (НТП) в отрасли.

Теоретической базой дисциплины «Экономика и управление предприятием» является философия, макро-и микроэкономика, ряд общетехнических и специальных дисциплин.

Рабочая программа курса разработана на основе типовых программ и нормативных документов. В программе учтены современные тенденции развития экономики, а также учтена специфика соответствующих специальностей для студентов заочного обучения. При изучении дисциплины необходимо обратить внимание  на основные  вопросы каждой  темы, перечень которых  потемно приводится.

Для углубленного изучения отдельной темы приводится список тем рефератов, который выполняется факультативно.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

ПРЕДПРИЯТИЕМ»

Введение

Предмет и задачи курса. Метод изучения дисциплины, его структура. Связь курса с другими дисциплинами и его особенности. Экономическая характеристика отрасли (машиностроение, автотракторостроение). Экономическое значение опережающих темпов развития машиностроительных отраслей и производств, определяющих уровень научно-технического прогресса (НТП) и повышение эффективности общественного производства. Место дисциплины в инженерно-экономической подготовке инженеров.

Раздел 1. Экономические основы производства

Тема 1.1. Предприятие в условиях рыночной экономики

Производственное предприятие (завод, фабрика, комбинат, шахта, карьер, порт и др.). Производственная функция предприятия в условиях рыночной экономики. Характеристики предприятия: организационно-административная; финансово-экономическая. Промышленная и непромышленная деятельность предприятия. Задачи действующего предприятия, чем они определяются. Основные функции предприятия. Устав и производственно-технический паспорт предприятия. Организационно-правовые формы предприятий, их особенности. Порядок создания нового предприятия. Интеграция предприятий.

Вопросы для самопроверки

1. Арендное предприятие и его место среди других организационно-правовых форм.

2. Поясните основные отличия между открытым и закрытым АО.

3. Определите понятие юридического лица.

4. Перечислите основные формы собственности в Российской Федерации.

5. Назовите основные факторы производства.

6. Перечислите виды некоммерческих организаций и их особенности.

7. Устав предприятия, что в него включают?

Темы рефератов

1. Организационно-правовые формы предприятий, их особенности.

2. Особенности функционирования малого бизнеса.

Литература: [3, 7, 8, 12, 18].

Дополнительная литература

1. Эклунд, К. Эффективная экономика – шведская модель / К. Элкунд; науч. ред. А.М. Волков. – М.: Экономика, 1991. – 349 с.

2. Энгел, Л. Как покупать акции / Л. Энгел, Б. Бойд. – М.: Дело, 1993. – 272 с.

Тема 1.2. Внешняя среда предприятия

Внешние и внутренние факторы (резервы) предприятия. Характеристика факторов внешней среды: взаимосвязанность; сложность; подвижность; неопределенность. Деление факторов внешней среды на факторы прямого воздействия, косвенного воздействия.

Вопросы для самопроверки

1. Могут ли быть рынки абсолютно свободными, в частности, от государственного регулирования?

2. Может ли одновременно увеличиться число безработных и снизиться уровень безработицы?

3. Как изменились «уровень занятости»,  «уровень безработицы» в случае, когда а) студент дневного отделения закончил вуз и устроился на работу; б) безработная женщина ушла в декретный отпуск; в) слесарь уволен по сокращению штатов?

4. Дайте оценку высказыванию: «Защитные пошлины ограничивают как импорт, так и экспорт страны, вводящей пошлины».

5. Дайте оценку высказыванию: «Учитывая быстроту, с которой технический прогресс распространяется по всему миру, свободная торговля неизбежно породит безработицу и проблему платежных балансов в индустриально развитых странах».

6. Дайте оценку высказыванию: «Явная безработица нередко может быть снижена с помощью пошлин, но при этом скрытая безработица, как правило, увеличивается».

Темы рефератов

1. Факторы внешней среды предприятия, их особенности.

2. Влияние факторов внешней среды на деятельность предприятия.

Литература: [1, 9, 11].

Дополнительная литература

1. Грейсон, Дж. К. Американский менеджмент на пороге XXI века: пер.с англ. / Дж. К. Грейсон, К. О. Делл. – М.: Экономика, 1991. – 319 с.

2. Бляхман, Л.С. Экономика, организация управления и планирование научно-технического прогресса: учебное пособие для экон. спец. вузов / Л.С. Бляхман. – М.: Высшая школа, 1991. – 228 с.

Тема 1.3. Предприятие и рынок как объекты маркетинга

Определение и сущность понятия маркетинг. Ключевые слова, встречаемые в определении маркетинг. Иерархия потребностей по А. Маслоу (1908–1970). Принципы и основные положения маркетинга. Функции и цели маркетинга. Концепции маркетинга. Основные направления (схема) маркетинговой деятельности на предприятии.

Вопросы для самопроверки

1. Многие фирмы сейчас реализуют программы укрепления физического здоровья сотрудников. Почему?

2. Перечислите основные принципы маркетинга.

3. В США до 1924 г. отрезок времени от появления электробытовых  приборов до максимального  их производства составлял  34 года. В 1939–1959 гг. составлял

8 лет. Сегодня – несколько месяцев.  Приведете примеры  из автотракторной техники (АТТ) ускорения темпов НТП.

4. Почему в условиях рынка  произошло  разделение сферы  труда – производ

Похожие материалы

Информация о работе