Преподавание вводной специальной юридической семестровой дисциплины на 1 курсе имеет свое назначение и специфику. Общее в преподавании проявляется в помощи студентам освоить определенный объем специальных знаний по данному учебному курсу и понять систему и методику университетского образования. Особенность преподавания проявляется в том, что нужно научить первокурсников самостоятельно учиться и организовывать свою работу по освоению профессии юриста и новых специфических знаний по данному предмету. Поэтому перед преподавателем ставится задача помочь начинающему студенту: научиться читать и усваивать юридический текст и понимать юридическую терминологию, научиться находить необходимую учебную литературу и ориентироваться в юридической литературе, ознакомиться и показать, где публикуются нормативные акты – официальные источники, и как их находить, научиться систематизировать нормативные акты по правоохранительным органам, научиться работать с нормативными актами и находить положения регламентирующие организацию правоохранительных органов, научиться ориентироваться в нормативных актах по темам, научиться систематизировать нормативные предписания разных нормативных актов вокруг одного вопроса, научиться ориентироваться в историческом материале о правоохранительных органах и ориентироваться в правоохранительных органах зарубежных государств, выработать умение систематизировать учебный и нормативный материал и отвечать на сформулированные или возникшие вопросы.
Чтение лекций и проведение семинарских занятий от занятия к занятию должно носить поступательно усложняющийся характер. От наглядно обзорной информации к систематизации учебного и нормативного материала, от четких понятийных формулировок к раскрытию их содержания и толкованию, от изученного и накопленного материала к анализу взаимосвязей между понятиями и положениями закона, между предписаниями различных нормативных актов, между статьями одного нормативного акта. Общая схема обучения от общего к частному и от общей информации к ее аналитической привязке к конкретным социальным условиям составляют основу методической работы преподавателя на первом курсе.
При чтении лекций преподавателю необходимо усложнять систематизацию и глубину подаваемого материала как внутри тем, так и по темам, не смотря на то, что при начале изучения каждого правоохранительного органа кажется, что нужно начинать сначала. Увеличение систематизирующего и аналитического материала в лекции предполагает постановку преподавателем задачи перед студентами по подготовке к прослушиванию следующей лекции. По мере увеличения прочитанных лекций этот объем самостоятельной работы студентов должен быть увеличен. Связь предварительной подготовки студентов к лекциям и усложняющегося материала лекций способствует формированию у студентов умения сосредотачиваться на изучаемом материале, самостоятельно находить простой информационный материал о правоохранительном органе и воспитывает ответственность студента перед собой за свою учебу, получаемые знания и их уровень. Подача материала и его объем на лекции планируется преподавателем индивидуально и ориентируется на конкретную аудиторию и ее подготовленность с учетом поступательного умственного развития студентов по предмету и по общей подготовке юриста.
Сложность подаваемого материала по предмету по возможности должна быть ориентирована на студента, желающего и способного учиться на оценку хорошо при затрате времени на самостоятельную работу по предмету согласно нормативам.
При подготовке к проведению и при проведении семинарских занятий со студентами 1 курса необходимо спланировать методические задачи каждого из 9-ти предусмотренных по дисциплине семинаров. Например, к 1-му и на 1-м занятии научить и потребовать от студентов самостоятельной и умелой подборки всего необходимого для изучения по курсу учебного материала (учебников, учебных и иных пособий) и нормативных актов. В ходе семинара проверить их наличие, скорректировать и подсказать, что и где лучше найти и использовать, опираясь при проведении семинара, на вопросы конкретной темы № 1, 2 или 3.
Правильная формулировка преподавателем для себя методических задач каждого семинарского занятия позволяет за цикл занятий обратить внимание студентов на наиболее сложные и ключевые вопросы обучения, проверить формирование умений находить материал, работать с нормативными актами, находить и использовать положения законов, соотносить теоретические понятия с правовыми предписаниями. Все это повторяемое неоднократно по усложняющейся схеме позволяет выработать у студентов навыки подготовки и формулирования ответов на поставленные при обучении или возникающие в жизни вопросы.
Система обучения по данной учебной дисциплине на лекциях, семинарах, организация самостоятельной работы студентов строится на сложившихся в течение длительного времени традициях преподавания учебного курса в Томском государственном университете на ЮФ или в ЮИ, которые передаются от поколения к поколению преподавателей.
Учебно-методическая работа преподавателя по данной дисциплине базируется на «Программе учебного курса «Правоохранительные органы в РФ». В работе со студентами дневного и заочного отделений можно опираться на «Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов», использовать учебники и учебные пособия, подготовленные в ЮИ ТГУ, разработанные «Планы семинарских занятий и задачи к ним», задания для студентов заочной формы обучения. Ориентироваться в учебном материале позволяют «Список рекомендуемой литературы» и «Список нормативных актов, изучаемых в данной дисциплине». В организации самостоятельной работы студентов помогает «Тематика курсовых и дипломных работ», контрольные вопросы и вопросы для тестирования, работе над которыми способствуют «Методические рекомендации по выполнению контрольных, курсовых, дипломных работ». В организации обучения и помощниками в самостоятельной работе
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.