Программирование
Тема 4.3 C#.Введение в классы и объекты
1
C#. Классы и объекты
-
Описание класса:
-
[ Модификатор доступа ] class ИмяКласса
-
{ // члены класса – поля и методы
-
Модификатор доступа Тип имяПоля [ = значение ];
-
Модификатор доступа Тип имяМетода (Параметры) {
-
// тело метода }
-
}
-
Модификаторы доступа и доступ для членов класса:
-
public – общий (неограниченный) доступ;
-
protected – доступ ограничен в пределах данного класса и классов, производных от данного;
-
internal - доступ ограничен сборкой, в которой находится данный класс;
-
protected internal - доступ ограничен в пределах данного класса и классов, производных от данного, или - доступ ограничен сборкой, в которой находится данный класс;
-
private - доступ ограничен в пределах данного класса;
-
Доступом по умолчанию для членов класса является private
2
C#. Классы и объекты
-
Класс – это конструкция языка программирования, которая объединяет в себе переменные и функции (методы), которая может определять новый тип данных, который можно использовать для создания объектов этого типа.
-
В C# как и в Java объявление класса совмещено с его определением, то есть методы класса нужно реализовывать (писать код тела) сразу же при их описании. Поля класса могут инициализироваться при объявлении.
-
Модификаторы доступа - это ключевые слова, которые определяют доступность класса или его членов.
-
В языке C# предусмотрены следующие модификаторы доступа: public, protected, internal, protected internal, private.
-
Для членов класса (полей и методов) разрешено использование всех указанных выше модификаторов.
-
Модификатор доступа должен появляться перед каждым отдельным полем или методом (иначе данный элемент будет иметь уровень доступа private).
-
Поля и методы класса, помеченные как public, доступны через объект по имени из классов текущей сборки и из классов других сборок (если класс имеет уровень доступа public).
-
Поля и методы класса, помеченные как protected, доступны по имени только из методов своего класса и классов потомков.
-
Поля и методы класса, помеченные как protected internal, доступны по имени только из методов своего класса и классов потомков, а также доступны через объект по имени для любого класса текущей сборки.
-
Private-поля и private методы доступны по имени только из методов своего класса.
-
Поля и методы класса, помеченные как internal, доступны по имени только из методов своего класса и классов потомков текущей сборки, а также доступны через объект по имени для любого класса текущей сборки.
-
Доступ для классов верхнего уровня (классов, не вложенных в другие классы) ограничивается модификаторами internal и public (мо умолчанию – internal).
-
Неявным родителем любого класса в C# является класс System.Object, поэтому в любом классе доступны его методы, например метод ToString(), который преобразует объект в строку.
3
C#. Классы и объекты
-
Создание объектов:
-
ИмяКласса имяОбъекта; // объявление ссылки на объект
-
имяОбъекта = new ИмяКласса([ параметры конструктора]);
-
Доступ к полям и методам объекта:
-
имяОбъекта.имяПоля = значение;
-
ИмяОбъекта.имяМетода(параметры);
-
Варианты конструкторов:
-
Конструкторы с параметрами;
-
Конструкторы без параметров (конструкторы по умолчанию).
-
Специальная ссылка this
4
C#. Классы и объекты
-
Объект в С# как и в Java – это экземпляр класса. Класс как и в Java так и в С# является ссылочным типом данных, поэтому механизм создания объектов одинаков:
-
Создается ссылочная переменная в стеке для хранения адреса будущего объекта;
-
В динамической памяти (куче) выделяется пространство для размещения объекта со всеми его полями;
-
Поля объекта инициализируются значениями по умолчанию;
-
Выполняется явная инициализация полей объекта, если она была задана программистом;
-
Выполняется конструктор;
-
Ссылка на созданный объект (его адрес) записывается в соответствующую ссылочную переменную.
-
В С# доступ к элементам объекта вне класса, которому принадлежит объект, такой же как и в Java - используется операция «точка» после переменной-ссылки на объект, если конечно этот доступ разрешен модификаторами доступа. Если элементы объекта имеют модификатор доступа private, то доступ к ним осуществляется через public-методы.
-
Идеология конструкторов в С# мало чем отличается от конструкторов в С++ и Java. Конструктор – это метод, имя которого совпадает с именем класса и который вызывается автоматически при создании объекта. Типы конструкторов в С# те же что и в Java: конструкторы с параметрами и конструкторы без параметров (конструкторы по умолчанию).
-
Ссылка this – это скрытый параметр метода, который хранит ссылку на текущий объект, который вызывает метод.
-
Как и в Java в С# уничтожение неиспользуемых объектов осуществляется автоматически «сборщиком мусора», специальным механизмом CLR. В C# можно создать метод вида ~имя_класса(), который полностью аналогичен методу finalize() в Java, то есть является завершителем, который вызывается механизмом CLR перед уничтожением объекта. В С# метод вида ~имя_класса() также называют деструктором.