Программирование на С++
Тема 1. Основы C++
1
Понятие программирования
-
Программирование – это процесс разработки программы, который может быть представлен следующими этапами:
-
Постановка задачи
-
Разработка алгоритма решения задачи
-
Создание программы (кодирование)
-
Отладка
-
Тестирование
2
Понятие программирования
-
Постановка задачи - определение требований к программе: подробно описывается исходная информация, формулируются требования к результату, описывается поведение программы в особых случаях ;
-
Разработка алгоритма – определение последовательности действий, которая будет выполняться для получения результата. Результатом этапа является словесное описание (и/или блок-схема) алгоритма решения задачи.
-
Cоздание программы (кодирование) – реализация алгоритма решения задачи на языке программирования.
-
Отладка – процесс поиска и устранения ошибок в программе. Ошибки в программе разделяют на три основные группы: синтаксические, алгоритмические и ошибки времени выполнения (исключения) .
-
Тестирование – проверка работы программы на большом количестве входных наборов данных, в том числе и на заведомо неверных.
3
Языки программирования С и С++
-
Язык С
-
создан в начале 1970 - х годов.
-
Цель создания - заменить язык ассемблера
-
более удобным языком.
-
Автор – программист Деннис Ритчи.
-
Язык С ++ - это расширение языка С.
-
создан в начале 1980 - х годов.
-
Цель создания – улучшить язык С и
-
добавить конструкции для разработки
-
объектно-ориентированных программ.
-
Автор – программист Бьерн Страуструп.
4
Структура программы на языке С(С++)
Директивы препроцессора
Объявление глобальных переменных и типов данных
тип_возвращаемого_значения f1(список параметров)
{
// последовательность операторов
}
тип_возвращаемого_значения f2(список параметров)
{
// последовательность операторов
}
.
.
.
тип_возвращаемого_значения fn(список параметров)
{
// последовательность операторов
}
int main(список параметров)
{
// последовательность операторов
}
5
Структура программы на языке С(С++)
-
Программа на С (С++) состоит из одной или нескольких функций. Обязательно должна быть определена единственная главная функция main(), именно с нее всегда начинается выполнение программы.
-
В хорошем исходном тексте программы главная функция всегда содержит операторы, отражающие сущность решаемой задачи, чаще всего это вызовы функций. Хотя main() и не является ключевым словом, относиться к нему следует как к ключевому. Например, не следует использовать main как имя переменной, так как это может нарушить работу транслятора.
-
Директивы препроцессора управляют преобразованием текста программы до ее компиляции и начинается с символа # (например, #include, #define).
-
Программа может состоять из нескольких модулей (исходных файлов).
-
Основные сведения о функциях:
-
Если функция не должна возвращать значение, указывается тип void;
-
Тело функции является блоком и, следовательно, заключается в фигурные скобки;
-
Функции не могут быть вложенными;
-
каждый оператор заканчивается точкой с запятой (кроме составного оператора);
6
Этапы подготовки выполняемого кода программы
Pr.cpp
7
Этапы подготовки выполняемого кода программы
-
Для записи исходного кода программы программисты используют текстовые редакторы, либо автономные (например, Notepad++ , Geany) , либо встроенные в интегрированные среды программирования (IDE) (например, текстовый редактор, встроенный в IDE Qt Creator, IDE Turbo C++ Explorer и т. д.). Исходный код программы на языке С++ сохраняется в файле с расширением .cpp (например, pr.cpp).
-
Для подготовки выполняемого кода программы, программа должна пройти следующие этапы:
-
1. Препроцессорная обработка программы – изменение и дополнение исходного кода программы. Например, в случае необходимости, в исходный код программы копируется содержимое файлов, подключаемых с помощью директивы #include. Результатом препроцессорной обработки программы является измененный и дополненный исходный код программы. Препроцессорную обработку программы ранее выполняли специальные программы препроцессоры. Потом функцию препроцессорной обработки стали выполнять программы компиляторы.
-
2. Компиляция программы - компилятор, после препроцессорной обработки программы, проверяет программу на наличие синтаксических ошибок . Если в программе есть синтаксические ошибки, то компилятор выводит сообщения об ошибках. Если в программе нет синтаксических ошибок, то компилятор конвертирует ее в объектный код, то есть транслирует исходный текст программы в форму, более пригодную для непосредственного выполнения компьютером. Объектный код также называют двоичным или машинным кодом (например