Гражданское общество. Происхождение и особенности. Мировая политика и международные отношения

Страницы работы

11 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Гражданское общество. Происхождение и особенности.

Говорить о гражданском обществе в современном понимании этого слова можно лишь с момента появления гражданина как самостоятельного, сознающего себя таковым, индивидуального члена общества, наделенного определенным комплексом прав и свобод и в то же время несущего перед обществом моральную или иную ответственность за все свои действия.

Путь западной цивилизации к гражданскому обществу был отмечен острыми и длительными социальными, политическими и идеологическими коллизиями, включая серию широкомасштабных политических революций. Это был процесс не только экономической, социальной и политической, но также социокультурной, духовной и морально – этической трансформации.

Понятие «гражданское общество» восходит своими корнями к периоду античности. При этом прежде всего следует обратить внимание на то факт, что у античных мыслителей понятие « гражданское общество», « политическое сообщество» и « государство» выступали в качестве синонимов и взаимозаменяемых терминов.

Гражданам полиса было чужда идея неприкосновенности частной сферы. Приверженность духу гражданского коллективизма выражались в том, что общие интересы полиса сливались с частными интересами отдельных граждан, а в случае их столкновения приоритет бесспорно отдавался первым. Констатируя этот факт, Аристотель подчеркивал: « даже если для одного человека благом является то же самое, что для государства, более важным и более полным представляется все – таки благо государства, достижение его и сохранение». « Желанно, разумеется, и (благо) одного человека, но прекраснее и божественней благо народа и государства»

Очевидно, что понятие «полис», которое, как правило, в русском переводе обозначается термином «государство», никоим образом не предполагает противопоставление государства и общества, такое разграничение чуждо античной философской мысли. Здесь само общество, все его сферы пронизаны политическим, государственным началом. У античных мыслителей речь идет об обществе – государстве как единой целостности. Фактически существовали понятие права, предшествующие политическому строю и стоящее вне его, идея прав личности, призванная поставить четкие границы государственной власти. Конфликт между отдельным индивидом и государством еще не обнаруживается в то время именно потому, что мысль противопоставить их друг другу не получила признания.

Суть идеи гражданского общества, как можно убедиться из вышеизложенного, состоит в признании дуализма общества и государства, индивидуального и коллективного начал. Социальная и духовная сферы в совокупности составляют гражданское общество ,которое также можно обозначить как единую подсистему. С идеальной типологической точки зрения гражданское общество – это своего рода социальное и социокультурное пространство, в котором люди связаны и взаимодействуют между собой в качестве независимых как друг от друга, так и от государства индивидов. Именно в гражданском обществе обеспечиваются самые различные формы плюаризма – от сугубо социального до конфессионального и этнонационального. Это арена деятельности частных лиц, классов, групп, корпораций, сословий, институтов, которая регулируется гражданским правом и прямо не зависит от государства. Как отмечал Гегель, многочисленные сопоставляющие общества зачастую

Похожие материалы

Информация о работе