регистрируемом рынке труда Магаданской области сохраняется диспропорция между предлагаемыми рабочими местами и профессионально-квалификационными характеристиками потенциальных работников. Существующее несоответствие между спросом и предложением рабочей силы не позволяет полностью заполнять количество имеющихся вакансий, что свидетельствует о наличии признаков "структурной" безработицы. Это обусловит сохранение на достаточно высоком уровне коэффициента напряженности (от 4,5 в 2009 году до 4,3 в 2011 году).
Для достижения сбалансированности спроса и предложения на рынке труда необходимо, прежде всего, рациональное использование местной рабочей силы и создание условий для вхождения на рынок труда молодого поколения.
В этой связи приоритетными направлениями действий на рынке труда в 2007-2008 годах являются:
- повышение качества рабочей силы и конкурентоспособности граждан на рынке труда, - обеспечение отраслей экономики рабочими и специалистами определенных профессий и квалификации, в том числе путем выборочного импорта квалифицированной рабочей силы;
повышение качества услуг в сфере содействия занятости населения;
совершенствование форм социального партнерства на отраслевых рынках труда в целях стимулирования создания и сохранения рабочих мест;
- участие в регулировании трудовой миграции;
- обеспечение государственных гарантий гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
В условиях ужесточения конкуренции на рынке труда на первый план выходит проблема профессиональной структуры подготовки квалифицированных кадров, которая, в свою очередь, должна отвечать следующим основным требованиям:
- соответствовать профессиям и специальностям, пользующимся спросом на рынке труда;
- соответствовать профессиональным устремлениям молодежи и лиц, стремящихся получить новую профессию и специальность;
- согласовываться с потребностями в кадрах для целей краткосрочного и долгосрочного социально-экономического развития области.
Разрыв между системой профессионального образования и рынком труда, по нашему мнению, имеет более глубокие причины, чем недостаток финансирования, устаревшая материально-техническая база и т.д. Представляется, что основная проблема заключена в излишней академичности, теоретизации процесса обучения при слабой практической его составляющей. В результате многие выпускники не готовы применять полученные ими знания на практике.
Кроме того, подготовка специалистов и рабочих, как в количественном, так и в качественном аспектах ведется без учета реальной потребности экономики, как на текущий момент, так и на перспективу, что также приводит к снижению конкурентоспособности молодежи и нарастанию неравновесия «спроса» и «предложения» рабочей силы.
Так, в органы службы занятости населения за последние три года обратилось 1166 выпускников, 19% из них было трудоустроено при посредничестве службы занятости, причем только 7% трудоустроено по полученной специальности . Относительно невысокий уровень трудоустройства выпускников, обратившихся в органы службы занятости населения в поиске работы, обусловлен тем, что они имеют профессии и специальности, не востребованные на региональном рынке труда. В 2006-2007 годах среди обратившихся выпускников преобладали бухгалтеры – 149 человек, юристы – 114 человек, операторы ЭВМ – 61 человек, экономисты – 55 человек. Данная статистика еще раз подтверждает вывод о перепроизводстве молодых специалистов по ряду профессий.
Кроме того, в течение последних трех лет отмечалось уменьшение доли вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости населения от общего количества вакантных рабочих мест на крупных и средних организациях области. Так, в 2003 году она составила 68,7%, в 2006 году – 37,3%, в 2007 году – 32,1%.
I. 3. Меры по повышению качества рабочей силы
Повышение качества рабочей силы и создание условий для достижения сбалансированности «спроса» и «предложения» рабочей силы на рынке труда может быть достигнуто на основе:
разработки четкого плана (программы) социально-экономического развития региона;
проведения анализа кадрового потенциала организаций области по профессионально-квалификационному и возрастному составу и прогнозных расчетов потребности в кадрах экономики области в разрезе профессий и отраслей; ориентации системы профессионального образования на перспективную потребность экономики области; создания механизма целевого заказа на подготовку рабочей силы, где в качестве заказчиков-инвесторов выступят работодатели, а исполнителем – учебное заведение; развития профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, в том числе профессиональной ориентации школьников, повышение их мотивации к трудовой деятельности по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда.
Одним из направлений деятельности в области повышения качества услуг в сфере содействия занятости населения должно стать использование инновационных технологий предоставления услуг безработным и незанятым гражданам, что предполагает: реализацию превентивных мер содействия занятости граждан; внедрение механизмов профилирования безработных граждан, повышение эффективности активных мероприятий в сфере содействия занятости, в том числе разработку и реализацию территориальных, а также целевых ведомственных программ по приоритетным направлениям деятельности; развитие сотрудничества с работодателями в целях расширения банка вакансий; внедрение инновационных методов и форм профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан.
В условиях современного развития производства, характеризующегося непрерывным обновлением технической базы и продукции, проблема достижения квалификационного уровня, необходимого для устойчивой занятости, не может быть решена без участия предприятия. Возникла необходимость в восстановлении и развитии системы внутрифирменного обучения на предприятиях и в организациях, в восстановлении традиций наставничества, в кооперации предприятий с учебными заведениями в целях подготовки и переподготовки кадров. Для повышения качественного уровня кадрового потенциала работодателям необходимо развивать социальное партнерство с системой профессионального образования, органами управления области, органами службы занятости населения, увеличивать инвестирование средств в профессиональное развитие своих работников, повышать уровень цены труда, обеспечивать повышение безопасности и качества рабочих мест.
В области регулирования трудовой миграции приоритетными направлениями
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.